Зелёное градостроительство и «шеринговая» экономика — актуальные общеевропейские тренды

Проектом «Зеленые города» (финансируется Глобальным экологическим фондом) в партнерстве с Минприроды была организована обучающая поездка во Фрайбург (Германия) и Страсбург (Франция). В белорусскую делегацию вошли представители Департамента по энергоэффективности, руководящие работники ЖКХ городов, где внедряется модель устойчивого развития, специалисты IT-компаний, специализирующихся на разработке “смарт”-решений для городской инфраструктуры, архитекторы “Минскгражданпроекта”, проектирующие новые жилые кварталы.

Своими впечатлениями поделились Вера Сысоева, консультант по зеленому градостроительству, и Иван Филютич, консультант по энергоэффективности.

cV2zZ_XQeLw

Фрайбург не зря называют европейской столицей устойчивого развития. Это быстрорастущий город, здесь много наукоемких организаций, ведь из 190 тысяч жителей 30 тысяч являются студентами. В результате велики цены на недвижимость, в город стремятся переехать немцы из других регионов страны. Удивительно, но никаких специальных отделов по зеленому градостроительству в муниципалитете не предусмотрено. Просто повсюду приоритет отдан вопросам противодействия изменению климата и улучшению экологии, на это нацелены все учреждения. К примеру, эффективность работы сектора транспорта определяют не цифры объемов перевозок, а показатели снижения уровня вредных выхлопов.
И во Фрайбурге и в Страсбурге акцент сделан на трех видах транспорта: общественном (трамваи и автобусы), велосипедном — и пешеходном. В том же Страсбурге, к примеру, реализован проект по соединению Германии и Франции с помощью трамвайной линии. Уже сейчас в этих городах не более 20–30% всех перемещений совершаются с использованием личного автотранспорта, и цифры всё уменьшаются.

1_p7J6HM9upqdt2KU7YcVxYQ
А ведь 20 лет и у них была та же ситуация, что у нас. Гостям в доказательство показали старые фото городской площади: по три полосы движения, куцый тротуар, выхлопы, шум… Сейчас же там пешеходка, велодорожки, трамвайные колеи, фонтаны, люди прогуливаются, сидят за столиками…Сегодняшнее поколение тридцатилетних в Европе не стремится иметь личное авто: незачем. Всё в шаговой доступности, отлично работает общественный транспорт, к тому же содержать машину дорого, велика стоимость налогов, топлива, парковок. А вот прокат дешев, проще взять колёса для разовой поездки… К слову, аренда велосипеда обойдется вообще в 1 евро за сутки, а ведь тротуар абсолютно везде дублирован велодорожкой!

1_t1q_uqtfzbC4Xkuq2Bavig
Многие спальные районы объявлены “car-free” территориями, в них приоритет пешеходов и велосипедистов абсолютен. Так власти еще и ликвидируют деление города на богатые и бедные кварталы, упор делается на том, чтобы не богатые ощущали снижение статусности, а чтобы обитатели прежних хрущоб вышли на новый уровень комфорта. Такой тренд называют современной шеринговой экономикой, уже 80% людей живут в арендованном жилье. Это обеспечивает большую мобильность: человек переходит на новую работу —  и сразу переезжает в другой дом, поближе к офису.
Да, многих приходилось отучать ездить на джипе в булочную, но и для этого придуманы интересные технологии. Во Фрайбурге, к примеру, построен велосипедный мост, и поначалу он пустовал. Тогда на мосту установили табло, которое считает количество проехавших велосипедистов — и вот человек едет и видит, что он 15-тысячный за сегодня… Стоимость табло, грубо говоря, пустяшная, 500 долларов – но эффект очевиден.

1_1GVKz2LYDyQNIG0iJ8J3RA
Даже белорусские чиновники, ехавшие в Европу с устоявшимися убеждениями, со скепсисом, мол, “ну, и чему вы нас тут научите?”, к концу поездки осознали: а велосипед-то — не ухудшение, а скорее улучшение качества жизни!
И, конечно, возобновляемые источники энергии… Практически на всех муниципальных зданиях есть солнечные батареи. Их в Германии огромное количество, малых, средних и крупных. Вопрос теперь ставится так: увязать эти сотни тысяч установок в единую сеть, чтобы она работала без сбоев. То есть микросистема в каждом доме производит, аккумулирует, по-умному тратит запас энергии — но если сбой, сразу задействуются внешние источники.
Solarsiedlung_Suedwesten
Конечно, новые технологии затратны. Реконструкция одной многоэтажки, к примеру, стоит под 10 млн. евро, а это бюджет целого белорусского района. Но ведь и в Европе «долгоиграющие» стратегии, выплаты разнесены на годы и потому не ложатся неподъемным грузом на местные бюджеты и налогоплательщиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *