Японцы и велокультура

Японцы, 120-миллионная нация, вынужденная существовать на небольшой, да к тому же гористой территории, не преминут использовать практичные уловки там, где это сэкономит время и пространство. Это характерно и для их отношений к велосипеду.

Представьте: все обитатели японских мегаполисов, сели в машины и разом тронулись… Пробка получится наизнатнейшая, так что уж где-где, а в Японии без велосипедистов никак. И вот мы в Токио: глаз моментально выхватывает в дорожном потоке безупречно одетую бабушку, которая то ныряет в ряды пешеходов на тротуаре, то выскакивает на дорогу там, где это разрешает специально проведенная полоса.

IMG_2716 (1)

Средством передвижения бабуле служит «мамаричи»: прочный, практичный односкоростной городской велосипед. Да, рекорды по скорости на нем не поставишь, но места, где разместить груз, хватает: мамаричи, которых полно в Японии, обычно оборудованы корзиной (спереди) и размещенным сзади дополнительным сидением, по преимуществу детским.

DSCF3772

На таких велосипедах здесь катаются все: родители, студенты, школьники… Есть экземпляры, оборудованные даже специальными раскрывающимися зонтиками. Прославили этот тип японских велосипедов аниме Tatami Galaxy – те, в которых у героя умыкают дорогой гоночный агрегат, и он, дабы не посрамить честь своего университета, пробует обойти конкурентов на старом, будничном, рабочем велоконьке…

police-bikes

Японец удивится, если вы попробуете ему втолковать разницу между обычным – и навороченным, «крутым» великом. В Японии люди воспринимают велосипед как естественное продолжение собственных ног, как приспособление, помогающее быстрее добираться от пункта А до пункта Б. Этот транспорт используют для обыденных поездок в магазины, в школу, на работу. Соответственно велосипеды и припаркованы везде: у дома, возле магазинов, перед входом в банк… Иногда, как в случае с Киото (там зверствует специальная велосипедная полиция, и неверно припаркованный велик может оказаться на штрафстоянке), «гнездом» для сбора байков выступают специальные парки и стойки, но чаще велосипеды просто приткнуты там, где это пожелал сделать владелец.

Для иностранца такая картина непривычна, особенно поражают велозамки, уж больно они хлипки и незамысловаты. Однако учтем: простенькие недорогие велосипеды не столь уж и желанная добыча для вора…

Поначалу шокирует также привычка японцев лихо встраиваться на велосипеде в толпу пешеходов на тротуаре, а потом выскакивать в поток машин, но вскоре вы успокоитесь: определенные правила всё же существуют. К тому же неукоснительно соблюдается закон взаимоуважения: водители предупредительны к велосипедистам, те весьма аккуратны по отношению к пешеходам, так что до столкновений дело не доходит.

3568188005_131029e332_b

Да, взять и механически перенести японский стиль организации велодвижения в иные страны нельзя, попытки бесконечно перестраиваться на велотранспорте с тротуара на проезжую часть и обратно предсказуемо породят конфликты и с недовольными водителями и с возмущенными пешеходами. Но ведь получается у японцев лишь дозировано использовать дорожное полотно, катаясь по преимуществу в безопасности, по тротуарам, и подобной самоорганизации городского транспортного потока у них стоит поучиться.

По материалам: https://www.theguardian.com/environment/bike-blog/2013/oct/31/uk-learn-japan-cycling-culture

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *