Умный транспорт способен изменить жизнь к лучшему, или как экономить во вред будущему (на примере Великобритании)

Часто ловишь себя на мысли: а ведь 15 лет назад общественный транспорт был совсем не таким, как нынче. Народ на остановках то и дело выскакивал к проезжей части, тщась рассмотреть вдали автобус, который, как обычно, запаздывал, срывая рассчитанные по минутам графики дальних поездок. Сегодня люди расслаблено листают картинки на смартфоне, они точно знают, через сколько мгновений подъедет машина, причем проезд зачастую заранее и со скидкой оплачен при помощи банковской карты, бесконтактного проездного или электронного билета.

Позитивные изменения стали доступны благодаря разработке новых технологий, всех этих информационных табло, микрочипов, устройств беспроводного сканирования, многочисленных приложений для телефонов, причем государственный и частный сектора обычно рука об руку работали над созданием и апробацией пилотных проектов.

Смарт-карты в общественного транспорта впервые испытывались на автобусах в районе Харроу в Лондоне в 1994 году, эксперимент проводился основателями нынешней Transport for London. В результате были созданы и в 2003-м внедрены карты Oyster, с тех пор вообразить общественный транспорт Великобритании, да и всего мира без смарт-карт практически невозможно.

По мнению экспертов и разработчиков, Великобритания вновь находится на пороге революционного прорыва в сфере городского автотранспорта. Сегодня всё больше говорят о перспективе массового появления на дорогах беспилотных машин.

Авто без водителей будут подключены к Интернету и станут поддерживать связь с другими транспортными средствами и объектами городской инфраструктуры, передвижения по улицам почти или вовсе не потребует вмешательства водителя. Пока не ясно, сумеют ли новые технологии обеспечить эффективное перемещение по загруженным магистралям мегаполисов, но тесты, проведенные UWE Bristol, доказали, что машины без водителя уже сегодня способны существенно  повысить мобильность людей, проживающих в сельских районах.

Новые бизнес-модели совместного использования транспорта также влияют на то, как люди организуют свой быт. Мобильность как услуга (MaaS) — это платформа с поддержкой смартфона, разработка позволяет планировать и оплачивать все поездки из одного приложения. MaaS был разработан в Финляндии, теперь он используется в Хельсинки под маркой Whim, адаптация программы к британским условиям начата в Уэст-Мидлендсе  в 2017 году.

Приложение позволяет пассажирам выбирать лучший из предлагаемых маршрутов, в качестве средства передвижения можно использовать общественный транспорт, пункты проката велосипедов, арендные автомобили и такси. MaaS помогает ощутимо экономить время и деньги, в конечном итоге программа способна стать удобной альтернативой использованию личного авто.

Властям следует осознать: новые технологии разрабатываются для блага всех граждан. Исходя из этого и следует выстраивать стратегию совместных с инновационным бизнесом усилий. Местные власти обязаны четко представлять, какими они хотят видеть свои населенные пункты в ближайшем будущем (а без общественного обсуждения подобные представления не выработать), нужно стремиться сделать транспортные системы максимально эффективными, экологически безопасными, удобными и доступными для всех жителей.

Технологии помогут в достижении поставленных целей, надо лишь взвешенно определять вектора приложения усилий. В частности, местным властям необходимо не упустить из виду следующий аспект: внедрение беспилотных авто и MaaS ни  в коем случае не должно спровоцировать увеличение общего объема перевозок или перечеркнуть право граждан приобретать личные машины, запретами здесь ничего не решишь.

Внедрению нового должна предшествовать серия экспериментов, призванных продемонстрировать все преимущества революционных разработок. Прежде чем вкладывать миллиарды разумно, разве не так, потратить даже не сотни — десятки тысяч евро…

Но есть фактор, тормозящий многие программы испытаний. Местное самоуправление нуждается в средствах, обычно муниципальные бюджеты не превышают пределов, необходимых на покрытие стандартного набора услуг. К сожалению, в последнее время центральные власти существенно урезали нормативы финансирования федеральных учреждений.

Да, формально общегосударственные расходы на транспорт в  Великобритании выросли — но целевые субсидии на компенсацию расходов местных властей только в период с 2010 по 2015 сократились  на 40%, соответственно  резко упали суммы, направляемые на финансирование местных дорожных программ.

Во многих городах сокращены, а то и вовсе закрыты транспортные отделы муниципалитетов, расходы на компенсацию автобусных услуг только в период с 2010 по 2011 годы уменьшились в Англии на 46%! Количество выходящих на линию автобусов сразу упало до уровня, который наблюдался в 1991 году, население активно высказывает недовольство.

Естественно, в ситуации, когда денег не хватает на покрытие базовых потребностей, трудно вести речь о финансировании инновационных исследований. Проведенные в Манчестере, Брайтоне и Оксфорде опросы показали, что в минувшее десятилетие местные власти свернули или резко сократили эксперименты, направленные на изменение принципов городской мобильности. Лишь в некоторых местах, к примеру, в Бристоле, за счет кооперации и сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, сумели удержать достойный уровень финансирования инновационных проектов – меж тем нет никаких признаков, что в ближайшем будущем ситуация претерпит глобальные изменения. Правительство много говорит о важности проблемы беспилотных автомобилей, но не спешит  выделять средства на реализацию соответствующих программ.

Парадокс: передовым технологиям надо завоевывать сердца людей, в известной своей приверженностью к традициям Англии лучший для этого путь – практика, зримо демонстрирующая все преимущества нового… А денег не выделяется, многие представляющиеся перспективными идеи так в итоге и остаются чисто бумажным продуктом.

По материалам: theconversation.com/smart-transport-can-change-peoples-lives-but-austerity-is-suppressing-new-transit-tech-101767

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *