Умное будущее городов, или Жизнь без заторов

Статистика свидетельствует: уже сегодня половина населения земного шара сгрудилась в городах, и перспектив к уменьшению темпов урбанизации не просматривается. Люди клянут суету, смог, тесноту мегаполисов, но упорно стремятся селиться не в деревенской тиши, а в скоплении многоэтажек. Вокруг небоскребов стынут на стоянках тысячи авто – и каждое утро на перегруженные до предела автодороги выплескивается невообразимое количество машин. Временами город весь застывает в удручающе бесконечной пробке – и вот чтобы подобные заторы не стали хроническими, нужны свежие, нестандартные идеи и рецепты. Интеллектуальные перекрёстки, адаптивное освещение улиц, оптимизация интенсивности транспортных потоков – поиск решений ведется по самым разным направлениям. Недавно компания Continental, известная прежде всего благодаря фирменным шинам и прочим автопринадлежностям, подтвердила давнюю приверженность к экспериментам в области технологических инноваций, представив на выставке CES 2019  (проходила с 6 по 12 января в Лас-Вегасе) целый пакет прорывных разработок в области экокультуры городов.

Пристальное внимание экспертов вызвали итоги одного из экспериментов: в калифорнийском городе Уолнат-Крик усилиями специалистов Continental обустроен необычный перекресток. Подъезды к нему оснащены приборами и датчиками, позволяющими анализировать дорожную ситуацию и предсказывать опасные ее осложнения. Например, до водителя заранее будет доведен сигнал о норовящем перебежать дорогу на красный свет пешеходе – и это предупреждение позволит человеку за рулем насторожиться, начать продумывать возможные маневры еще до того, как нарушитель правил окажется в пределах видимости. Точно так же система известит о появлении машин, потенциально способных создать аварийную ситуацию, зуммер предупредит, что, к примеру, слева вот-вот готово выскочить авто, не попавшее в поле зрения начинающего делать правый поворот шофера.

В одну сеть завязаны десятки радаров и камер – и в результате комплекс видит общую панораму происходящего на перекрестке и на подъездах к нему, в реальном времени отражены все задействованные в дорожном движение объекты. Помимо анализа упредительного, «кто или что может создать для других опасность», система ведет учёт всех реально случившихся ситуаций, данная информация нужна для выведения оптимальных алгоритмов регулирования потоков автотранспорта.

Также в Continental уверены: вскоре основой каршеринга (термин обозначает кратковременную аренду автомобилей) станет наем именно электромобилей. Между тем специфика электрокаров заключается сегодня в том, что пользователю приходится тщательно следить за уровнем оставшегося заряда батарей. Цифры на табло необходимо соотносить с расстоянием до ближайшей подзаправочной станции, водитель нервничает, боится внезапной остановки посреди дороги…  В Continental, создавая систему City Fleet Management, учли данную проблему, новый электронный помощник возьмет на себя заботу о своевременной подзарядке электромобилей. Новая программа способна так распределять автомобили, что к заказчику, вознамерившемуся отправиться в продолжительную поездку, попадет полностью заряженное авто – а вот тем, кому предстоит короткое путешествие, достаточно будет и машины с остаточным уровнем заряда батарей. Подобная избирательность поспособствует оптимизации расхода энергии и (что особенно ценно) сократит излишний, «холостой» пробег машин.

Поскольку система вынуждает оператора постоянно отслеживать местоположение и техническое состояние всех задействованных автомобилей, диспетчера дополнительно обяжут и оперативно откликаться на нештатные ситуации, моментально приходя на помощь водителям. Отметим: пилотные проекты City Fleet Management уже обкатываются в городах Азии, США и Европы.

Еще одна новинка – устройства  адаптивного освещения городов. Идея  вот в чем: умные датчики тщательно фиксируют интенсивность потока машин, наличие на парковках свободных мест, состояние атмосферы, прочие факторы. Задействуются при этом индикаторы, установленные на автомобилях, радары на «умных перекрёстках», специализированные датчики – и в целом такая система способна посекундно распределять включение-выключение каждого из фонарей. То есть опять в связке решаются как вопросы повышения безопасности транспортного движения, так и проблема оптимизации расходования энергии. Представьте, к примеру: полностью затененная парковка – и вдруг разом включилась цепочка фонарей, они высвечивают путь к единственному во всех рядах свободному месту… Легко вообразить  чувства водителя, избавленного от необходимости долгого еложения по всем закуткам в поисках незанятой, не сразу различимой ниши в густой череде машин.

Привлекает внимание и необычный жилет для работников городских коммунальных служб. Данную вещь особо оценят строители, почтальоны, дорожные рабочие. Дело в том, что изделие имеет встроенную батарею, которая подпитывает как светодиодные маячки (чтобы обеспечить безопасность в условиях ограниченной видимости), так и нагревательные элементы. Причем подзаряжается аккумулятор беспроводным индукционным способом: человек сидит в кресле автомобиля, а батарея словно сама собой запитывается….С таким жилетом рабочим не доведется лезть в машину с работающим двигателем, дабы согреться, в итоге уменьшатся и объёмы вредоносных выбросов в атмосферу.

Не забыли в компании и о любителях онлайн-шопинга: инженерами Continental, разработана система доставки, состоящая из беспилотных автомобилей и роботов, исполняющих обязанности продавцов-консультантов. Представьте: подкатывает к вам курьерский минивэн, в нем – робот, который при необходимости выйдет и поможет донести заказанное прямо до входной двери. По оценкам Continental, небольшие шероховатости, приключающиеся при тестировании новой системы, вполне устранимы, внедрить новую технологию можно будет уже в ближайшем будущем. Соответственно парк беспилотных авто удастся использовать максимально гибко: в часы ажиотажного спроса на пассажирские перевозки машины прежде всего будут развозить людей – а в остальное время эти же авто переключатся на развоз товаров и роботизированных продавцов. Кстати, автомобиль, который планируют использовать для подобных целей, беспилотник CUbE, Continental презентовала еще в 2017 году

Важно отметить: все новинки предполагается запускать в комплексе, инновационные разработки соединены в систему City Data as a Service (CDaaS). Единый управляющий центр способен собирать информацию о движении от датчиков на умных перекрёстках, на переходах, на автомобилях, данные будут приходить из диспетчерских служб такси и из центра управления уличным освещением. Перед водителями и пассажирами откроется возможность согласовывать необходимые перемещения, дабы минимизировать оплату и издержки. Да, пока концепция всё еще в стадии совершенствования, отдельные её компоненты  тестируются в разных городах мира, но с каждым днём абрисы будущего просматриваются всё отчетливей, всё явственней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *