Свершилось! Электрокары обогнали по продажам архаичные авто!

Место действия – сытая Норвегия, благополучие бюджета которой во многом предопределено крупнейшими в Западной Европе объемами добычи нефти и газа. Норвежцы не бедствуют, многие из них имеют возможность покупать не то, что подешевле, а то, что понравилось, что захотелось приобрести. В связи с этим мартовское событие – впервые за всю историю страны, Европы и мира, электромобилей здесь купили больше, чем было приобретено за тот же период автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания, — выглядит особенно символичным.

Да, отчасти перевес обусловлен последовательной политикой правительства, озабоченного стимулированием покупок авто с нулевым уровнем выбросов, да, именно на первые весенние недели пришлись массовые поставки в страну давно заказанных жителями электрокаров Tesla Model 3 – но в итоге статистика сложилась уникальная: в марте электромобили составили 58,4% от всех проданных авто! Впрочем, цифра по итогам всего I квартала 2019 года оказалась тоже достаточно презентативна: доля электрических транспортных средств оказалась самой высокой за всю историю и достигла 48,4%.

Данный показатель вообще-то стабильно возрастает повсеместно, что же заставило почти всех автопроизводителей обратить внимание на статистику продаж в крохотной, с населением 5,3 млн человек, стране? Норвежский рынок сигнализирует о симпатиях населения, не отягощенных прагматическим «А выберу чуток подешевле», не случайно Илон Маск сразу разместил новость о «норвежском феномене» в своем Twitter.

Впрочем, и сами норвежцы гордо отрапортовали о достижении. «У Норвегии есть все основания гордиться тем, что именно она поставила такой рекорд, – отметила генеральный секретарь национальной автомобильной ассоциации Кристина Бу. – Наша страна доказала, что полностью электрические авто могут вытеснить бензиновые и дизельные машины и стать решающим фактором в борьбе с выбросами СО2».

Согласно прогнозам, доля электрокаров в цифрах продаж новых авто превысит в Норвегии порог в 50 % и по итогам всего 2019 года. При этом на конец 2018 года наличный парк электромобилей насчитывал 200 тыс машин, еще сюда плюсуем около 96 тыс штук гибридов – весьма солидные цифры, не правда ли?

А теперь представим: если и впрямь сбудется еще один озвученный в марте прогноз, о том, что через шесть лет электрокары по цене сравняются с обычными авто…

Пока разбежка в ценах достаточно ощутима, но, как предупреждают эксперты, электромобили, благодаря падению цен на важнейшие компоненты аккумуляторов, могут дешеветь столь же стремительно, как и солнечные панели. Первые предвестники грядущего обвала – сегодняшние подвижки на рынке цветных металлов, литий и кобальт с начала 2019 года резко пошли на удешевление. Так, цена на кобальт упала на 30% по сравнению с показателем начала года, пороговый же максимум (цены апреля 2018) ужался вообще на 60%!

Стабильно падает стоимость лития, не подтвердились сведения о возможном дефиците на рынках кобальта ( а ведь муссировались слухи, что запасы этого металла иссякли или иссякнут вот-вот, поэтому цена взлетит на заоблачную высь – по итогу стоимость не только не выросла, но даже снизилась), не оправдались иные страшилки пессимистов – и теперь финансисты убеждены: цены на электромобили рухнут. Глава энергетической компании Enel X Франческо Вентурини предлагает вспомнить недавнюю историю, связанную с изменением цен на солнечные панели. Тогда производители тоже надеялись на сверхприбыли, но цены на сырье падали (еще в 2008-м килограмм поликристаллического кремния уходил за $450, в 2009 брали уже в $70), и в результате с 2010 года солнечные панели удешевились на 84%.

Если рынок электромобилей развивается по схожему сценарию, то к 2025 году электрокары сравняются в цене с обычными авто. Даже в случае, если ученые в ближайшее время не отыщут дешевую альтернативу литию и кобальту и не создадут аккумуляторы нового типа. А ведь на инновационные изыскания уже запланированы суммы порядка $300 млрд, вдруг хоть один проект выстрелит?

Кстати, долю кобальта в составе аккумуляторов уже сокращают. Так, Panasonic анонсировал двукратное уменьшение содержания в своих изделиях дорогостоящего металла, объявлено о намерениях снизить этот показатель еще на порядок. Илон Маск летом 2018 года вообще заявил о перспективе производства безкобальтных аккумуляторов…

Теперь просто наложите норвежскую статистику на возможное уравнивание цен на электрокары и бензиновые авто. Учтите, что затраты на эксплуатацию электромобилей ниже, чем это бывает при использование транспортных средств с бензиновыми и дизельными движками (исследования доказали, что Volkswagen Golf на электротяге обходится норвежцу на 27% дешевле, чем бензиновый аналог). Примите во внимание фактор экологический фактор, отсутствие выхлопов…

И согласитесь: автопроизводителям, зациклившимся на привычных всем машинах с чадящими бензиновым выхлопом движками, реально есть от чего забеспокоиться. Кажущаяся неготовность населения пересаживаться на электромобили весьма и весьма условна. И как только уберется фактор ценовой…

А меж тем электрокары реально начинают дешеветь, Tesla выпустила модификацию седана Model 3 по $35 тыс. за штуку, двухместный минимобиль smart fortwo ED стал стоить в США $23 800 даже без учета льгот и вычетов. Так что, похоже, Норвегии недолго ходить в статусе государства-феномена, статистика продаж электромобилей стремительно растет во многих странах. Эра электромобилей всё ближе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *