Строительство эко-туннелей — проекты экологического решения

В последнее время наиболее развитые страны обращают внимание на вопросы сохранения природы и защиты исчезающих биологических видов. Любой тамошний политик считает нужным включить в предвыборные программы обещание заняться вопросами изменения климата и сохранения первозданности природы, подобные темы – в фокусе внимания общественности и средств массовой информации.

Во многих странах даже производственники, неравнодушные к будущему своих стран, задумываются о сохранении дикой природы. А ведь помимо очевидных экологических опасностей последних лет существует и такая проблема: природа страдает, если на пути естественных миграций диких животных появляется преграда в виде шоссейной дороги.

Количество инцидентов на дорогах растет с каждым годом, по мере развития транспортной инфраструктуры и увеличения числа передвижных средств. Столкновения нередко приводит к фатальным последствиям для одной, а то и для обеих сторон. Согласно сведениям, озвученным Университетом транспорта Монтаны, число наездов на животных выросло за последние 15 лет в США в два раза. В той же исследовательской работе указано: 200 человек ежегодно погибают в результате спровоцированных животными автоаварий.

Мосты животных в Сингапуре

Инженерное решение проблемы представляется несложным: построить специальные переходы для диких животных там, где на пути традиционных миграций  легли оживленные автомагистрали. «Мосты» для животных могут быть самыми разными по форме: это и туннели, и виадуки, и путепроводы, и некие уникальные сооружения для уникальных видов живых существ.

Европейцы называют такие переходы  «экологическими виадуками». Первые экодуки появились во Франции в 60-х годах. В настоящее время сотни из них служат для обеспечения безопасности животных в Нидерландах, Швейцарии, Германии и Франции. Количество подобных сооружение увеличивается с каждым годом. Некоторые конструкции представляются особенно интересными, к примеру, самый длинный из экодуков, расположенный в Нидерландах. Natuurbrug Zanderij Crailo достигает в длину полумили, он пересекает шоссе, железную дорогу и часть поля для гольфа.

Переход для животных в Бельгии

Первый экологический переход в России был открыт на Дальнем Востоке только в 2016 году, это туннель. Построен он для автомобилей, а не животных, однако сооружение позволяет освободить горный проход традиционной миграционной тропы.

Нарвинский тоннель строился в том числе с прицелом на экологические цели, для защиты амурских леопардов. Горный перевал, в районе которого экодук проложен, является естественным местом обитания крайне редких хищников, в природе остался только 51 леопард. Возведение тоннеля — важный шаг к сохранению дикой флоры и фауны в России. Но сработает ли задумка?

Нарвинский тоннель для защиты амурских леопардов в России

В Канаде уже 15 лет стоят приборы, фиксирующие пересечения трансканадского шоссе животными. Так вот, за это время именно по безопасным переходам оживленную автомагистраль пересекли 185 тысяч обитателей Национального парка Банф!

На территории этого парка есть туннель для авто, но, помимо этого, там проложены и успешно используются теми же медведями гризли 22 (!) подземных перехода и 2 виадука над перекрестками, построенные в 80-х и 90-х годах, такие меры помогают местным животным благополучно пересекать 4-полосную ленту шоссе.

Национальный парк Банф в Канаде

Согласно наблюдениям Майка Савайи из Университета штата Монтана, по меньшей мере 15 медведей гризли и 17 черных медведей стабильно используют существующие переходы, а это 20% общей численности тамошней сиволапой популяции. И пусть каждый тоннель обошелся почти в 4 миллиона долларов, но по итогу количество дорожных происшествий сократилось на 80%, это весомый результат.

В 2014 году в Кении реализовался очень важный проект, был построен (благодаря спонсорам) тоннель для диких животных. Строительство обошлось в 250 000 долларов, в итоге сооружение позволило двум стадам африканских слонов воссоединиться после нескольких лет разлуки.

Разлученные преградой популяции насчитывали 2000 и 5000 животных, и вот чтобы обеспечить возможность беспрепятственно переходить с одной стороны дороги на другую,  был выстроен туннель высотой 4,5 м. Спроектирован также особый подводящий коридор, общая стоимость работ составила около 1 миллиона долларов.

Проект для животных в Кении

Долгое время проект находился в стадии разработки, потом глава Virgin Atlantic Ричард Брэнсон пожертвовал активистам первые 250 000 долларов, позже к финансированию подключились правительство Нидерландов и другие спонсоры; во многом благодаря спонсорам возводились и первые туннели для слонов, построенные в Индии и Китае.

В настоящее время в США, обладающих широко развитой дорожной сетью, активно обустраивают различные виды «экодуков». Так, в ноябре 2016-го завершено строительство подземного перехода в заповеднике Laguna Atasicosa Wildlife Refuge, штат Техас. Тамошний уголок дикой природы, со всех сторон окаймленный автомагистралями (одна из них вообще пересекает парк), был на грани экологической катастрофы, около 40% представителей местной фауны или находятся под угрозой исчезновения или практически вымерли. По сведениям природозащитников, на воле осталось только 80 диких кошек-оцелотов, очень редкими стали и встречи с беспечными в плане поведения на автодорогах техасскими бобкатами.

Тоннель для слонов в Кении

Проект переходов стоимостью 8 миллионов стал совместным успехом Департамента транспорта штата Техас и службы охраны дикой природы США, создатели надеются спасти местные виды от исчезновения. Иные проекты по сохранению природы, не ставшие частью госпрограмм, вынуждены искать финансирование через программы сбора средств, через обращения к спонсорам.

Так, живое внимание общественности привлекает проект туннеля для пересечения шоссе 101 в Санта-Монике, он вызван тревогой за судьбу популяции горных львов. Общая стоимость сооружения оценивается в 55 миллионов долларов – и это цена жизней львов, часть из которых отделена от основного ареола их обитания, животные регулярно пытаются пробраться к привычным местам встреч и игрищ и столь же регулярно гибнут на дорогах.

Был создан специальный фонд для аккумуляции требуемой суммы, и недавно обозначились перспективы реализации масштабного проекта.

2017-ый проходил в России под знаком года экологии, за это время были заложены основы реализации многих похожих проектов, способных облегчить диким животным пересечение оживленных российских автомагистралей.

По материалам: https://undergroundexpert.info/en/underground-space-use/implemented-projects/eco-tunnels-building/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *