Снижение выбросов СО2 и повышение комфорта горожан… Опыт г. Вилейка

Вилейка — один из более четырех десятков городов Беларуси, присоединвшихся к Соглашению мэров («Пакту мэров»).

Соглашение мэров по климату и энергии – это массовое движение местных властей, объединенных добровольным обязательством развивать свои территории на основе принципов устойчивой энергетики.

В рамках этой инициативы Европейского союза местные органы власти (города и районы) берут на себя добровольные обязательства по снижению объема выбросов парниковых газов не менее чем на 30% к 2030 году на своей территории.

…Обещание перед всем миром сродни клятве — понимают в Вилейке.

Подписание Пакта Мэров позволило Вилейке получить весомые привилегии, но документ возложил на руководство города  и немало обязательств. Программа реализуется при поддержке финансовых институтов Евросоюза, цель — к 2020 году сократить на 20% выбросы углекислого газа, до 20% нарастить долю использования альтернативных источников энергии и повысить энергоэффективность на 20%.

Пожалуй, это стало настоящим подарком для тех, кто ездит на велосипеде. Значительную часть выбросов в атмосферу Вилейки обеспечивает транспорт: выбросы от средств передвижения в Минской области составляют, по данным Белстата, в среднем 71,1%, или 129 килограммов на каждого жителя в год.

Показатель уменьшится, поскольку не менее 15-20% перемещений по Вилейке к 2030 году станут производиться на велосипедах. Такой ориентир обозначен авторами Концепции развития велосипедного движения в Республике Беларусь для населённых пунктов с населением до 50 тысяч жителей (в Вилейке – около 28 тысяч).

Специфика Вилейки, как считает координатор ОО «ЗОВиК» Евгений Ивашкевич, в плотной городской застройке, при ней автомобиль не так удобен. «Думаю, велосипед лучше как для ежедневного передвижения, так и для более далёких поездок вроде тура выходного дня», – убежден он. Вокруг много лесов (они занимают до 40% площади района), есть реки и озёра, в том числе крупный водоём — Вилейское водохранилище. Привлекательным для велопрогулок видится канал Вилейско-Минской водной системы.

«Для создания сети туристических веломаршрутов у Вилейки есть большой плюс, важный для Беларуси: город расположен недалеко от Минска, сюда можно добираться электричкой», – подчеркивает председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов.

В Вилейке, по мнению Павла Горбунова, практически неприемлемо движение по тротуарам, велосипедистам доведется ездить по песчаным обочинам, а это  чрезвычайно опасно. Частично проблему решило бы ограничение скорости автомобилей 30 км/ч, этот инструмент оптимален для центральных улиц. Кроме того, не помешали бы яркие акции, способные привлечь внимание к велосипедной тематике. К примеру, открытие социально ориентированных баз проката двухколесной техники приводит – из опыта – к заметному росту популярности велосипедов. Ощутим эффект и от появления тех же бесплатных точек срочного ремонта байков или проведение конкурсов «Деловой велосипед» или «Лучший велосипедист».

Весомую пользу принесло бы исчезновение изрядно надоевших жителям бордюров, пусть данный шаг и требует известных расходов. Но если начать составление списка наиболее раздражающих велосипедистов барьеров (ведь можно  убирать порожки поэтапно, штук по 30 в год), такое обсуждению консолидировало бы горожан, задало бы конструктивный тон.

А уж что даже денег никаких не потребует, так это грамотная установка новых бордюров – меж тем, по словам редактора районной газеты Сергея Гончара, даже в пилотном районе «Северный» порожки не опускают до уровня дороги. Дмитрий Горланов из отдела архитектуры и строительства заверил: в данном вопросе не хватает лишь согласованности действий всех заинтересованных сторон.

За 2018 в Вилейском районе не было погибших в ДТП велосипедистов, в 2017 году имелся 1 такой случай, в 2016 произошло больше десятка аварий, люди в них получали достаточно серьёзные телесные повреждения. Причины – езда на неисправном велосипеде, отсутствие фар и фонарей, несоблюдение ПДД.

Соответственно инспекторам предписано штрафовать велолюбителей за рискованные выезды на проезжую часть. «Если в метре, не больше, от обочины – то ладно, но ведь часто катят посредине дороги, при поворотах не предупреждая соответствующим сигналом». Велосипедиста в Вилейке таки оштрафуют, если он, пересекая проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе, не спешится…

Правило есть правило, но Павел Горбунов призывает взвешенно подходить к каждому конкретному случаю. «ПДД унифицированы для всей страны, однако разрабатывали их в Минске, и это сказывается. Однако между городами существует разница, и если тротуар узок, бордюр высок, а по улице хорошо если машина в час проезжает – ну надо ли спешиваться?»,– отметил  он.

В таких условиях городскому ГАИ надо бы руководствоваться соображениями реальной безопасности, а не зверствовать, буквально исполняя все запреты. Ведь достаточно лишь раз оштрафовать велосипедиста за неспешивание на абсолютно пустом перекрёстке – и человек может вообще перестать пользоваться в городе велосипедом.

Куда полезнее озаботиться реальной профилактикой ДТП и аварий, ограничив, к примеру, на опасных участках скорость движения до 30 или 40 км/час, в случае необходимости, если лихачи угомониться не пожелают, укладывая искусственные препятствия, замедляющие движение авто. А строгость к велосипедистам применять в случаях реально существенных нарушений, таких, как отсутствие фликеров, передних и задних фонарей в тёмное время суток, езда в состоянии алкогольного опьянения – ибо подобные проступки, что бы по этому поводу ни говорили сами велолюбители, отнюдь не мелочь.

По материалам: http://greenbelarus.info, http://climate.ecopartnerstvo.by/, https://rovar.info

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *