Решить проблему дефицита: что мешает развитию парковочных систем в России?

По результатам опроса, в котором приняло участие более 10,5 тыс. чел., факторы, замедляющие развитие парковочных систем в России, следующие:

  • Стоимость современных систем паркинга — 359 (3%)
  • Жадность властей, не желающих вкладывать в современные парковки — 3963 (37%)
  • Жадность автомобилистов, не желающих платить за парковки — 1271 (12%)
  • Недостаточная потребность в современных паркингах — 128 (1%)
  • Совокупность этих и многих других факторов — 4796 (45%)

Чуть больше столетия минуло с поры, когда автомобили стали массовым явлением, а парковка из никого не волновавшей темы превратилась в острую проблему. Сейчас нередко обладание паркоместом воспринимается окружающими как более знаковый успех, нежели владение самим автомобилем. Казалось бы, выход прост: увеличивай количество машиномест, каждое из них будет приносить прибыль…

Но рецепт не работает. И в XXI веке, столетии технологий и эффективности, проблему дефицита парковочных мест, возможно, будут решать по-новому. Ведь можно, во-первых, повысить эффективность парковочного пространства, добиться, чтобы на единице площади помещалось наибольшее количество автомобилей – а, во-вторых, пора определяться с себестоимостью, что перспективнее: возводить одноуровневые наземные стоянки или вкладывать средства в многоуровневые, пусть недешевые по цене, зато обладающие куда большими возможностями.

Производителей парковочных систем сегодня хватает. Наряду с известными брендами вроде Skyline Pаrking, MPSystem, ParkingSet, Wohr на рынке существуют менее крупные игроки, соответственно и парковки предлагаются разные, от простейших до самых «навороченных».

Однако всё это многообразие можно условно разделить на два подтипа: с механизацией и без. Ещё одна различительная черта следующая: парковки могут быть муниципальными (государственными) – и частными (офисными, личными и т.д.).

А уж дробить классификацию можно до бесконечности: есть парковки наземно- плоскостные, наземно-многоуровневые из железобетона, подземные плоскостные или многоуровневые, наземные металлические многоуровневые, механизированные (автоматизированные) парковочные комплексы…

Причем у каждого из видов возможны и подвиды: наземные одноуровневые на газонорешетке, механизированные стоянки с лифтом, с манипуляторами, иными деталями.

Наземные парковки

Именно они исподволь изменили среду обитания человека. Некогда целостный городской пейзаж с жилыми домами, аптеками, поликлиниками, парикмахерскими, ресторанами и прочими атрибутами удобной жизни постепенно превратился в океан припаркованных всюду машин и соединяющих парковки развязок – а уж на уцелевших от автомобильного нашествия островках сгруппированы оазисы тишины и спокойствия. Город стал раздробленным, сильно размазанным по площади, жизнь человека превратилась в существование на полуосадном положении, где каждый шаг по захваченным машинами территориям грозит бедой.

Наземные парковки видели все, встречаются они повсюду. Это одноуровневая площадка под открытым небом либо под крышей надстроенного сверху здания, например, торгового центра. С некоторой натяжкой к «наземным» можно отнести и стоянки на крышах, ведь не везде пространство над зданием заполнишь цветущим садом, требующим ухода и определенного климата; еще одной современной вариацией наземной парковки является газонорешетка.

Территория одноуровневых парковок, как правило, ограничена разметкой, столбиками или стенами помещения. Если все стоянки сделать такими, то жить в городе станет сложнее, а прогуляться пешком из района в район окажется невозможным вовсе.

На старых фото (20–30-е годы XX века, США) уже можно рассмотреть предвестие надвигающейся беды. В то время американский автомобильный рынок развивался по восходящей, на улицах и парковках появилась масса машин – и показательно, что даже в ту пору кое-где доводилось возводить многоуровневые механизированные паркинги!

Тогда же появилась плата за парковку. Первый в мире паркомат установили в Оклахома-Сити (США) 16 июля 1935 года. Аппарат был механический, оплата производилась монетами.

Вскоре подобные устройства распространились по миру, а в Токио в 1959 дошло до абсурда: паркомат запрограммировали на сбор таксы в иенах (эквивалент — 2,7 цента) за 15 минут, но единовременно заплатить удавалось только за 90 минут. А поскольку неплательщикам сразу же блокировали колеса (и далее наступали санкции в виде солидного штрафа), то офисным работникам приходилось нанимать посыльных, те бегали к аппаратам, продлить парковку…

Вот ещё цифра, способная заставить отнестись к проблеме парковок со всей серьезностью: в среднем 90% и более времени основная масса автомобилей не едет, а стоит. Занимая место на той или иной стоянке. Не случайно еще в 1928 году на «Конференции американских городов» отмечали: «… если исключить разговоры о погоде, то мы не найдем иного вопроса, который бы обсуждался у нас столь активно, как проблема парковок». Пестрели подобными сетованиями и европейские газеты чуть более позднего времени, середины ХХ века.

Сейчас тема парковок актуализировалась в российских городах. Оно и понятно: крупнейшие мегаполисы России достигли того рубежа автомобилизации порядка 300–400 автомобилей на 1000 жителей, на который американцы вышли в конце 20-х годов ХХ в., а западноевропейцы в середине 60-х гг. прошлого столетия.

Но сейчас-то в Европе показатели иные, отметка в 500–600 автомобилей на 1000 жителей превзойдена практически повсеместно, а «мировой рекорд» (США и Австралия) давно превысил планку в 900 автомобилей. Так вот, бесплатного транспортного счастья (в виде халявной парковки) при таких цифрах нигде уже не наблюдается, только благодаря этому города умудряются оставаться более-менее удобными для жизни.

Вот тезисы, озвученные Петром Шкуматовым, координатор движения «Общество синих ведерок»: «1. Платные парковки нелегитимны. Оформлены они постановлением правительства Москвы, список уточнен руководителем департамента транспорта. Данных руководителей москвичи не выбирали, общегородского референдума по вопросам платного паркинга не проводилось; 2. Автовладельцу не оказывается овеществленная услуга; тот, кто принимает автомобиль на хранение, должен отвечать за его сохранность и целостность – а город такой ответственности не несет и торгует, по сути, «местом в очереди»; 3. Деньги за платную парковку идут на уничтожение парковок, их тратят на программу «Моя улица» и на так называемое «благоустройство», в ходе которого расширяют за счет парковочных мест тротуары. Другое дело, если бы средства автомобилистов направлялись на возведение современных перехватывающих парковок или механизированных паркингов, повышающие эффективность использования пространства; 4. Система контроля работает с недопустимым количеством ошибок, те же комплексы фиксации «Паркон» допускают неверную идентификацию нарушений в 5%. То есть ошибочен каждый 20-й штраф, обжаловать же неправильное постановление затратно и зачастую бесполезно; 5. Московским автовладельцам так и не вернули 2 миллиарда рублей за незаконные штрафы, выписанные еще в 2014 году (факт вскрыла прокуратура), то есть система явно построена по принципу игры в одни ворота…»

Неужели в мире ничего не придумано для оптимизации хранения автомобиля? Если бы! Решений масса, от простых и доступных до весьма изощренных и дорогих. Ведь цель понятна, нужно максимально эффективно распределять парковочное пространство, именно поэтому на парковках с высокими потолками и устанавливают устройства, поднимающие автомобиль вверх, на второй и третий этажи; как вариант — оборудуют роторные парковки, на них, используя три стандартные парковочные места, можно разместить в воздухе больше десятка автомобилей. Существуют также башенные паркинги, там число доступных машиномест на единицу площади еще больше.

Анна Колтышева, директор по продажам компании «Неопарк», уверена: «Жизнь ускоряется, время — самый ценный и невосполнимый ресурс. Выгоднее установить оборудование и увеличить количество парковочных мест и не кружить по двору30 минут ежедневно, выискивая, где бы приткнуться. Сегодня собственники автомоболей всё чаще самостоятельно приобретают оборудование компактного паркинга, чтобы вдвое, в основном для семейного использования, увеличить количество паркомест».

Компактный механизированный паркинг является, по сути, обычным подъемником. При его использовании на площади, пригодной для размещения одного автомобиля, помещается два и даже четыре авто; есть подъемники с гидравлическим и электрическим приводом, с наклонной или горизонтальной платформой.

Такой тип парковки не зря позиционируется как семейный вариант, он рассчитан на людей, у которых есть крытое парковочное место и пара автомобилей. Им зачастую выгоднее купить автомобильный подъемник-лифт, чем еще одно парковочное место. Компактный паркинг не требует специальной строительной подготовки, легко устанавливается, кроме того, конструкция мобильна и легко может быть перенесена на новое место. Правда, есть неудобство: для выезда верхнего автомобиля сначала необходимо убрать нижний…

Роторные парковки вообще клад: занимая всего лишь три парковочных места, каждая может вмещать до 16 машин! При этом такие устройства легко собираются и в случае необходимости разбираются.

Башенные парковки сложнее, они представляют собой шахту с лифтом посередине и выходами на парковочные места по краям. В лучшем случае ячейки хранения вроде как разместишь в четырех сторонах от шахты — но есть и башенные парковки с круговым сечением, в них зон для машиномест может быть ещё больше. К тому же модульные паркинги башенного типа зачастую оборудуют площадками приема и выдачи автомобилей, оснащенными поворотным столом, разворачивающим машину передом к выезду, а это, согласитесь, весьма удобно.

Согласно международной классификации это так называемые Tower Parking: многоуровневые конструкции, имеющие центральный подъемник лифтового типа с одно- или двухкоординатным манипулятором. Основное достоинство башенного многоуровневого паркинга — минимальная площадь на один автомобиль. Поэтому паркинги башенного типа обычно строят в местах, где крайне высока стоимость земли, в первую очередь в крупных мегаполисах.

Паркинг типа «пазл» (пазловый паркинг) устроен по принципу матрицы со свободной колонкой (ячейкой). Поддоны для хранения автомобилей здесь перемещают по уровням загрузки вверх-вниз и вправо-влево до нахождения свободной ячейки. Такие комплексы состоят из встраиваемых модулей, их легко разместить внутри здания, поскольку действует модульный принцип компоновки: парковка необходимой емкости «собирается» путем стыковки модулей и варьирования количества уровней в них.

За перемещение ячеек-«машиномест» отвечает либо диспетчер (вручную, с пульта модуля), либо логический контроллер, это позволяет закрепить определенное машиноместо за конкретным пользователем. Так же, как и в случае с компактным паркингом, конструкция предусматривает возможность её демонтажа и переноса на новое место, только процесс переезда в данном случае заметно сложнее.

Стеллажная парковка — это, по сути, набор полок, как у простейшего стеллажа в коридоре, Только в роли вещей здесь автомобили, а грузят их при помощи манипуляторов. Процесс выглядит завораживающе, чего уж говорить…

Ну, и на десерт – парковка в квартире. Это реальный, но очень дорогой способ оберегать автомобиль мечты, обычно так хранят элитные суперкары. В России в дорогостоящих автомобилях вроде недостатка нет, но представьте, во что превращается машина за день эксплуатации в Москве весной, зимой или осенью — тут без мойки тут не обойдешься. Впрочем, есть ведь китайский антипод элитной индивидуальной парковки, своеобразный гараж-чехол…

Всё вышеперечисленное в России пока редкость. У нас по-прежнему паркуются преимущественно во дворах и на улицах, на площадках у офисов. Подземные и наземные многоуровневые парковки, стоянки на крышах более или менее распространены только в больших городах, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге…

В Москве, кстати, компания Capital Group планирует построить и ввести в эксплуатацию самый большой паркинг в Европе: для данного объекта выбрали территорию Московского Международного Делового Центра (ММДЦ) «Москва-Сити». Паркинг будет рассчитан на 3400 мест, его площадь составит 157,4 тыс. кв. метров. Это будет 16-уровневая парковка, на первом этаже расположатся магазины, супермаркеты и автомойки.

…За столетие парковки из ничем не оборудованных площадок превратились в сложные инженерные конструкции, но техническая сложность новинок неизбежно ведет к платности оных. Да, в России еще можно безденежно припарковать автомобиль, но вряд ли такая ситуация продлится долго.

Поэтому стоит принять во внимание: больше всего за парковку приходится отдавать водителям Абу-Даби, день стоянки здесь обойдется в $55 (на крытых и подземных парковках в центральной или деловой части города); дальше следует Осло ($54,52), замыкает тройку Токио — $54,5 в сутки. Лондонская такса $52,24, Москва на 41-м месте — $24,6 в сутки (хотя до кризиса российская столица занимала четвертое место, тогда сутки парковки в центре обходились в $61,5).

По материалам: Drom.ru — всероссийский автомобильный портал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *