Продавец воздуха. Фантастика стала реальностью!

В 2015 году Моисей Лам и Трой Пакетт наполнили пакет свежим воздухом и отправили необычный товар на eBay. Мешок был продан по запрашиваемой цене (99 канадских центов, около 1,5 pублей), тогда друзья подготовили еще одну сумку —  и запустили аукцион. В итоге лот ушел за 168 рублей (99 фунтов стерлингов)!

Первый успех окрылил, и пара взялась за дело всерьез.  Прежде всего была разработана упаковка, достаточно прочная, чтобы не страдать при почтовой пересылке: алюминиевая канистра, снабженная пластиковым мундштуком, именно в нее стали закачивать воздух, взятый в экологически чистом районе… Коль люди покупают бутилированную воду – почему не допустить, что в том же Лос-Анджелесе, страдающем от автомобильного смога, не отыщется покупатель и на экологически чистый воздух?
4828

Так появилась компания Vitality Air, уже в июне 2015 она  продала первую канистру «эковдохов». Через пару месяцев поступил заказ из Китая на 5000 банок, вскоре покупатели появились в Нью-Дели, Вьетнаме, Корее, Иране, Греции и Мексике. Стало очевидно: необычным товаром интересуются прежде всего жители городов, где атмосфера загрязнена настолько, что для людей с ослабленным иммунитетом опасной может оказаться даже элементарная прогулка на 200 метров…

Вскоре обозначилась и конкуренция: в Швейцарии, Австралии тоже возникли фирмы, продающие канистры, наполненные собранным в Люцерне или Синих Сиднейских горах воздухом. Реклама убеждала: «Помогите беременной жене», «Глоток здоровья для ваших детей», «Оздоровит бабушку и дедушку!»

Не спешите улыбаться: товар успешно продается, и стоит он при этом достаточно дорого. Так, 8-литровый контейнер Vitality Air отдадут за 32 канадских доллара, баночка (580 мл) греческого эковоздуха, насыщенного, по уверению производителя, «духом классической мифологии», облегчит кошелек покупателя на 80 фунтов…            Да, недавно сведения о подобной торговле представлялись плодом болезненного воображения сценаристов футуристических кинострашилок (вспомним рассказанную в 1987 Мелом Бруксом историю космического злодейства, связанного с глобальным загрязнением некой отдаленной планеты: исчерпав собственные ресурсы, ее  жители при помощи колоссального звездолета Spaceball норовят украсть воздух у соседей…), но это лет тридцать назад подобный сюжет лишь смешил народ. Сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха стало «самой серьезной угрозой для окружающей среды», из примерно 50 миллионов преждевременных смертей в год 6,5 млн. (около 11 %) на совести именно отравленной атмосферы. При этом львиную долю выбросов обеспечивает транспорт, не случайно именно в крупных городах, особенно азиатских, лимиты ВОЗ на содержание токсинов превышаются иногда в десятки раз. Так, в Нью-Дели уровень загазованности не раз достигал отметки в «40 max”, в такие дни горожане не выходили на улицу без надобности, а редкие прохожие старались дышать через шарфы и маски…
4779

Для продавцов воздуха подобные апокалиптические сюжеты сродни удачной рекламе их специфичного товара. Так, в дни, когда в Нью-дели свирепствовал смог, Vitality Air, по словам Моисея Ламы, «легко продавал более 200 000 банок», почти все его заказы уходили именно в регионы, измученные высоким уровнем загрязнения. Серьезный симптом: консервированием свежего воздуха с целью его дальнейшей продажи активно занялись индивидуальные предприниматели. Люди вооружаются примитивным компрессором, выезжают в горы, одну за другой заполняют канистры и цистерны… Не случайно в Швейцарии запрос «Где наиболее чистый воздух?» стал одним из самых частых в Интернете. При этом за раз такой предприниматель способен изъять из атмосферы около 70 000 литров воздуха, «закупочные» же поездки, как говорит налоговая статистика, каждый продавец совершает два, а то и три раза в месяц.

Да, можно отмахнуться от проблемы, заявив (как доктор Нейр, директор одного из бюро ВОЗ): «Когда вы находитесь в городе, где воздух полностью загрязнен, и пытаетесь оздоровиться, вдыхая порцию кислорода из резервуара, это скорее самообман, это уход от глобального решения вопроса», — но коль продажи идут даже при отсутствии внятных рекомендаций по применению продукта (кто-то из продавцов предлагает делать по 10 «чистых»вдохов в день, кто-то рекомендует делать от 30 до 50 вдохов за час), коль в будущем забор горного воздуха для консервирования в канистры будет лишь возрастать, коль энтузиастами ведутся разработки устройств, способных обеспечить клиента чистым воздухом на целый рабочий день…

Пожалуй, в нарастающем спросе на канистры с чистым воздухом читается ясный сигнал: усилия, прилагаемые правительствами для оздоровления окружающей среды, в частности атмосферы, сегодня недостаточны. Ощущение этого и вызывает у людей тревожную настороженность, провоцирует используемые разворотливыми дельцами попытки самостоятельно и «для себя лично» решить глобальную по сути своей проблему.

В 21 веке так быть не должно.

https://www.theguardian.com/global/2018/jan/21/fresh-air-for-sale

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *