ОТКУДА В МАКЕДОНИИ КРИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА?

Македония схожа с Беларусью  своей расположенностью на транзитных путях. Если взглянуть на карту, можно отметить символический перекресток, оконечностями которого являются Албания и Болгария, Сербия и Греция – а сердцевиной узла, точкой пересечения дорог, соединяющих близлежащие страны, и служит Македонии.

Страна эта небогата. Об этом красноречиво говорит, к примеру, состояние автобусного парка столицы государства, города Скопье. Приезжие сразу обращают внимание: по улицам здесь бегает масса двухэтажных автобусов красного цвета, соответственно вопрос, куда исчезают старые лондонские кэбы, снимается словно сам собой.

Есть еще энное количество явно не новых автобусов с красно-белым окрасом – это ЛАЗы, которых уже почти не осталось даже на просторах былого Союза. Еще встретишь Икарусы – а уж раритеты типа Sanos точно увидишь только здесь.

Во времена Югославии именно в Скопье работал завод по сборке таких машин. Теперь это полузаброшенное скопление разрушающихся цехов, на всей огромной территорию «Санос ДОО» увидишь разве что сторожа, изредка обходящего остатки былого великолепия…

А вот так выглядят грузовики, активно снующие по дорогам Македонии:

Еще учтем: Скопье расположен в долине, между горами и холмами, и это, конечно, радует взор приезжающих, ибо с возвышенности в центре города можно рассмотреть всю столицу, от края до края. Кстати, когда после разрушительного землетрясения 1963 года город отстраивали вновь, проектировщиками пригласили  японских архитекторов, и те с присущим им функциональным минимализмом заузили ширину проезжей части, плотно понатыкали по городу совмещенных транспортных узлов и развязок. К примеру, железнодорожный вокзал приподнят над поверхностью земли – а под зданием его размещен и автовокзал, перроны да стоянки…

Поэтому сообщение о том, что в Скопье зафиксирован запредельный уровень загрязненности воздуха (и дети не ходят в закрывшиеся школы, а в больницах не хватает коек для экстренно госпитализированных горожан), вряд ли должно кого удивлять. Маленький македонский город прочно заработал имидж самой загрязненной столицей Европы.

«Мой малыш не узнает прелести пеших прогулок», — с грустью отмечает Марина, вынужденная взять за свой счет двухмесячный отпуск и проводить время со своим 16-месячным сыном Дэвидом в больничной палате.  – А ведь родился он здоровым. Астма, которая на всю жизнь – от дыма улиц».

Македонские власти не афишируют данные о количестве пациентов, обращающихся за медпомощью именно по причине загрязненности воздуха. Но врачи утверждают: цифры велики.

Кольцо гор вокруг Скопье часто не дает ветрам уносить скапливающийся над городом смог в долину. Вот и на прошлой неделе концентрация ТЧ10 — твердых частиц диаметром менее 10 микрометров – довольно долго превышала 188 микрограммов на кубический метр, а это почти четырехкратное превышение рекомендуемых безопасных пределов ВОЗ.

Правительство сразу же приняло меры, были закрыты на два дня школы, власти объявили о временной приостановке всякого строительства и сделали бесплатным проезд на общественном транспорте (чтобы уменьшить использование автомобилей).

Но устранят ли такие меры главные причины проблемы, преследующей македонскую столицу?

Деян Докич, глава столичной клиники пульмонологии и аллергии. встревожен:  «Ситуация крайне серьезная. В больнице больше нет свободных коек, даже тех, кого привозят по скорой, мы вынуждены отправлять на амбулаторное лечение».

Превышена также и концентрация PM 2,5, самых маленьких и зловредных загрязнителей, способных проникать глубоко в легкие и даже попадать в кровоток. В 2018 год уровни содержания PM 2,5 в Скопье опять же в четыре раза превышали рекомендуемый предел, загрязненность достигала показателей 40 микрограммов на кубический метр.

Правительство Македонии уверяет: во всем виновато сжигание древесины и всякого мусора при отоплении домов —  но экологи тут же высказывают встречную претензию: а что делается для изменения пагубной практики?

Центральное отопление работает только в элитных кварталах столицы – и, всё верно, более трети жителей отапливают свои дома при помощи самодельных печей. При этом опрашиваемые горожане не скрывают: они (или их соседи) нередко используют в качестве дров опасные вещества, в том числе шины и пластиковые отходы.

«Нас обвиняют: мы, мол, дикари, забывающие о возможном вреде для окружающей среды», — размышляет Велько Трайчев, строитель из пригорода Скопье.  – Но это не так. У нас просто нет другого выхода, чтобы выжить».

Трайчев — овдовевший родитель, который вынужден полагаться на 150 евро в месяц, а на руках у него две дочери и престарелый отец. «Я даже весь дом не могу себе позволить отапливать. Если денег не хватает на еду и коммунальные платежи – ну что я, кроме древесины да мусора, стану сжигать?»

Джани Макрадули, заместитель министра окружающей среды Македонии, в курсе сложившихся проблем – но обвиняет в бедах он только предыдущие правительства. «Наша администрация лишь унаследовала ситуацию, мы теперь разгребаем образовавшиеся завалы», — заявил он в эфире AFP. Министерством уже разработан план по сокращению загрязнения воздуха (в два раза за два года), частично меры будут направлены на ускоренное обустройство системы централизованного отопления, частично – на обновление автопарка.

«А как же с тем, что Скопье – город развитой тяжелой металлургии и химической промышленности?», — вопрошает Татьяна Гроздановска, эксперт организации «Стоп загрязнителям воздуха». Пока данный вопрос власти предпочитают не слышать…

Учитывая, что точкой пересечения дорог, соединяющих близлежащие страны, и служит Македония, проблема транспортной составляющей загрязнения воздуха, несомненно, в приоритете.

0 комментариев

  1. 15stititligo Ответить

    Ваш комментарий ожидает проверки

    Три таких символа в линии — 100 кредитов, четыре — 1000, пять — джекпот из 10000 кредитов, это наивысшая возможная выигрышная комбинация. Изображение игральных кубиков играют роль скаттера. The Thing — 15 дополнительных спинов с написанными на них множителями очков (от 2Х до 10Х). Во второй бонусной игре беглецу предстоит идти по двум бочкам, одна из мел бет которых заминирована. Вы сможете крутить барабаны бесплатно пятнадцать раз. Пять изображений маски увеличит ваше вложение в 500 раз. Дикий символ изображен в виде фирменного логотипа игры. Пользователю предлагается возможность выбрать 1 из 5 бонусных игр. Главные характеристики слота Fantastic Four. Джекпот в 150 тысяч монет несомненно придется по душе даже самому привередливому игроку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *