ОТКУДА В МАКЕДОНИИ КРИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА?

Македония схожа с Беларусью  своей расположенностью на транзитных путях. Если взглянуть на карту, можно отметить символический перекресток, оконечностями которого являются Албания и Болгария, Сербия и Греция – а сердцевиной узла, точкой пересечения дорог, соединяющих близлежащие страны, и служит Македонии.

Страна эта небогата. Об этом красноречиво говорит, к примеру, состояние автобусного парка столицы государства, города Скопье. Приезжие сразу обращают внимание: по улицам здесь бегает масса двухэтажных автобусов красного цвета, соответственно вопрос, куда исчезают старые лондонские кэбы, снимается словно сам собой.

Есть еще энное количество явно не новых автобусов с красно-белым окрасом – это ЛАЗы, которых уже почти не осталось даже на просторах былого Союза. Еще встретишь Икарусы – а уж раритеты типа Sanos точно увидишь только здесь.

Во времена Югославии именно в Скопье работал завод по сборке таких машин. Теперь это полузаброшенное скопление разрушающихся цехов, на всей огромной территорию «Санос ДОО» увидишь разве что сторожа, изредка обходящего остатки былого великолепия…

А вот так выглядят грузовики, активно снующие по дорогам Македонии:

Еще учтем: Скопье расположен в долине, между горами и холмами, и это, конечно, радует взор приезжающих, ибо с возвышенности в центре города можно рассмотреть всю столицу, от края до края. Кстати, когда после разрушительного землетрясения 1963 года город отстраивали вновь, проектировщиками пригласили  японских архитекторов, и те с присущим им функциональным минимализмом заузили ширину проезжей части, плотно понатыкали по городу совмещенных транспортных узлов и развязок. К примеру, железнодорожный вокзал приподнят над поверхностью земли – а под зданием его размещен и автовокзал, перроны да стоянки…

Поэтому сообщение о том, что в Скопье зафиксирован запредельный уровень загрязненности воздуха (и дети не ходят в закрывшиеся школы, а в больницах не хватает коек для экстренно госпитализированных горожан), вряд ли должно кого удивлять. Маленький македонский город прочно заработал имидж самой загрязненной столицей Европы.

«Мой малыш не узнает прелести пеших прогулок», — с грустью отмечает Марина, вынужденная взять за свой счет двухмесячный отпуск и проводить время со своим 16-месячным сыном Дэвидом в больничной палате.  – А ведь родился он здоровым. Астма, которая на всю жизнь – от дыма улиц».

Македонские власти не афишируют данные о количестве пациентов, обращающихся за медпомощью именно по причине загрязненности воздуха. Но врачи утверждают: цифры велики.

Кольцо гор вокруг Скопье часто не дает ветрам уносить скапливающийся над городом смог в долину. Вот и на прошлой неделе концентрация ТЧ10 — твердых частиц диаметром менее 10 микрометров – довольно долго превышала 188 микрограммов на кубический метр, а это почти четырехкратное превышение рекомендуемых безопасных пределов ВОЗ.

Правительство сразу же приняло меры, были закрыты на два дня школы, власти объявили о временной приостановке всякого строительства и сделали бесплатным проезд на общественном транспорте (чтобы уменьшить использование автомобилей).

Но устранят ли такие меры главные причины проблемы, преследующей македонскую столицу?

Деян Докич, глава столичной клиники пульмонологии и аллергии. встревожен:  «Ситуация крайне серьезная. В больнице больше нет свободных коек, даже тех, кого привозят по скорой, мы вынуждены отправлять на амбулаторное лечение».

Превышена также и концентрация PM 2,5, самых маленьких и зловредных загрязнителей, способных проникать глубоко в легкие и даже попадать в кровоток. В 2018 год уровни содержания PM 2,5 в Скопье опять же в четыре раза превышали рекомендуемый предел, загрязненность достигала показателей 40 микрограммов на кубический метр.

Правительство Македонии уверяет: во всем виновато сжигание древесины и всякого мусора при отоплении домов —  но экологи тут же высказывают встречную претензию: а что делается для изменения пагубной практики?

Центральное отопление работает только в элитных кварталах столицы – и, всё верно, более трети жителей отапливают свои дома при помощи самодельных печей. При этом опрашиваемые горожане не скрывают: они (или их соседи) нередко используют в качестве дров опасные вещества, в том числе шины и пластиковые отходы.

«Нас обвиняют: мы, мол, дикари, забывающие о возможном вреде для окружающей среды», — размышляет Велько Трайчев, строитель из пригорода Скопье.  – Но это не так. У нас просто нет другого выхода, чтобы выжить».

Трайчев — овдовевший родитель, который вынужден полагаться на 150 евро в месяц, а на руках у него две дочери и престарелый отец. «Я даже весь дом не могу себе позволить отапливать. Если денег не хватает на еду и коммунальные платежи – ну что я, кроме древесины да мусора, стану сжигать?»

Джани Макрадули, заместитель министра окружающей среды Македонии, в курсе сложившихся проблем – но обвиняет в бедах он только предыдущие правительства. «Наша администрация лишь унаследовала ситуацию, мы теперь разгребаем образовавшиеся завалы», — заявил он в эфире AFP. Министерством уже разработан план по сокращению загрязнения воздуха (в два раза за два года), частично меры будут направлены на ускоренное обустройство системы централизованного отопления, частично – на обновление автопарка.

«А как же с тем, что Скопье – город развитой тяжелой металлургии и химической промышленности?», — вопрошает Татьяна Гроздановска, эксперт организации «Стоп загрязнителям воздуха». Пока данный вопрос власти предпочитают не слышать…

Учитывая, что точкой пересечения дорог, соединяющих близлежащие страны, и служит Македония, проблема транспортной составляющей загрязнения воздуха, несомненно, в приоритете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *