О БЕСПЛАТНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Недавняя новость о том, что в Люксембурге весь общественный транспорт собираются сделать бесплатным, во многом симтоматична. Экология экономна, в мире об этом не просто задумываются и говорят – самые прагматичные из стран вовсю начинают реализовывать еще пару лет назад казавшиеся фантастическими проекты.

Так, правительство Люксембурга заявило об отмене платы за проезд во всех видах общественного транспорта. Премьер-министр нового правительства Ксавье Беттель еще в ходе предвыборных дебатов обещал уделить особое внимание экологическим проблемам – и вот сразу же после приведения к присяге он сообщил: поездки в автобусах, трамваях и поездах во всем Люксембурге делаются бесплатными.

В правительстве герцогства собрались не альтруисты. Расчеты подтверждают: исчезновение платы за проезд приведет к уменьшению числа пробок на улицах и, следовательно, благоприятно скажется на экологии.

Небольшая по площади страна буквально задыхается от заторов на дорогах, ведь сюда из соседних Франции, Германии и Бельгии ежедневно устремляются тысячи машин. В самом герцогстве проживает более 600 тысяч человек, около 110 тысяч жителей собрано в столице, городе Люксембурге — а сотрудников предприятий и фирм здесь более 400 тысяч человек. То есть каждое утро и вечер в офисы и на заводы потоком несутся приезжие из-за границы – и, дабы хоть немного урезать это нашествие, власти еще летом разрешили ездить бесплатно в транспорте детям и молодежи до 20 лет. Для остальных проезд стал стоить символические 2 евро (на два часа), билета с лихвой хватало, чтобы насквозь проезжать всю страну.

До сих пор бесплатно можно было кататься лишь в отдельных городах, прецеденты подобные в мире были — но Люксембург замахнулся на большее, транспорт становится «халявным» в масштабах всего государства. Да, заодно правительство обещает легализовать марихуану плюс узаконить однополые браки – но решение об отмене оплаты проезда в сем либеральном ряду всё ж стоит чуток особняком.

Перед нами чистой воды прагматика. Столица княжества, Люксембург, буквально задыхается от машин. Жителей здесь вроде немного – но вот наступают утро или вечер, запускаются моторы дремавших на стоянках авто… Статистика свидетельствует: в 2016 году каждый люксембуржец провел в пробках в среднем 33 часа, в 2017-м цифра почти удвоилась, чуть оздоровилась ситуация лишь нынешним летом.

Обстановку разрядило именно уменьшение цен на билеты – но что такое 2 евро для Европы? Экономисты быстренько подсчитали: если убрать подобную оплату вовсе – можно оказаться с парадоксальной выгодой. Прежде всего исчезнут траты на проверку да продажу билетов, ну и бесконечные подсчеты рентабельности (тоже ведь повод оплатить работу экономистов!) окажутся не нужны.

В июне похожий закон обсуждался в Эстонии. Там бесплатным весь общественный транспорт предлагалось сделать уже с 1 июля. Для ратификации законопроекта требовалась единогласная поддержка проекта всеми уездами страны. В Эстонии 15 уездов, достижение консенсуса представляется вполне реальным – и вот вам в перспективе еще один оазис с полностью, в масштабах всей страны, бесплатным общественным транспортом.

Правда, здесь пока речь о льготах исключительно для коренных жителей. На приезжих и туристов мера не распространяется, им в автобусах и поездах, как и прежде, придется платить.

В 2013-м бесплатным сделали транспорт в столице Эстонии, Таллине. Тогда нововведением оказались довольны 75% населения, сейчас вроде этот показатель должен подрасти – но кондукторов и билетные кассы пока всё же не отменяют, ограничиваются полумерами.

Инициаторы проекта подчеркивают: бесплатный проезд сделает общественный транспорт более доступным, — и это послужит мотивом для граждан оставлять автомобили дома. Если снизится нагрузка на покрытие автодорог, меньшими станут затраты на бесконечные ремонты – и, главное, подсократится загрязнение воздуха.

К эстонскому и люксембургскому опыту внимательно присматриваются в Германии и Франции. Возможно, что очень скоро бесплатным станет проезд в общественном транспорте в немецких городах, причиной тому аховая ситуация с загрязнением воздуха. Комиссия Евросоюза поставила ультиматум: или снижение уровня выбросов – или судебное разбирательство, штрафы да санкции.

Кстати, сами немцы к идее сократить выхлопы при помощи ликвидации оплаты проезда в транспорте отнеслись весьма благожелательно, но правительство энтузиазм рядовых граждан не разделило. Власти поспешили заявить, что предложения ликвидировать билеты и начать ездить без кондукторов «скорее мечты, чем реальный проект». Педантичные немцы, судя по всему, пока не готовы перечеркнуть привычные схемы и догмы «прибыльности» и «выгоды».

Евросоюз взирает на мучительные сомнения берлинских правителей с олимпийским спокойствием и периодически напоминает: не достигнете сокращения выбросов парниковых газов – придется платить солидные штрафы. Да и активисты тормошат правительство, время от времени открывая тяжбу с муниципалитетами о возмещение «экономического вреда» от погубленной экологии. Представитель министерства окружающей среды Стефан Габриэль Хауфе настроен оптимистично: «Муниципалитеты просто вынуждены будут обратиться к нам с соответствующими предложениями о бесплатном общественном транспорте, а уж дальше посмотрим, какая из схем ликвидации оплаты окажется самой реалистичной».

Процесс, как видим, идет, тенденция налицо. Правда, в Беларуси пока говорят почти исключительно о повышении цены на билеты…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *