«Новаторы» – совместный поект Samsung и CityDog.by: как усилиями энтузиастов сделать Минск удобным и безопасным

Онлайн-карта, которая подскажет уровень вредных выбросов… Об этом и не только с председателем «Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте» Юрием Важником рассуждает Кристина Марчук:

– Где самые неблагоприятные места в Минске? Одно из них – у ТД «На Немиге». Большой поток транспорта, автобусные остановки, заторы, козырек торгового дома сбивает циркуляцию воздуха, поэтому концентрация выхлопов там высока, – признает Юрий Важник.

Разговариваем в офисе БАЭС на Платонова, на столе схемы и таблицы, тут же – карты города, рендеры проектов, разные бумаги. Вокруг всё уставлено вазонами с цветами. С виду – традиционный офис типичной конторы.

Но именно здесь рожден революционный проект «Река Немига. Улица Немига». Напомним: чтобы разгрузить и очистить самую загазованную улицу Минска, эксперты предложили на месте оживленной магистрали обустроить пешеходную зону с имитацией реки Немига, отведя для транспорта (общественного) две полосы. Пока для Минска такой проект видится далекой мечтой – но уже реализована задумка, о которой, к сожалению, мало кто знает.

Все началось в 2006 году: тогдашний министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Леонтий Хоружик предложил разработать инструмент, с помощью которого можно заставить градостроителей считаться с показаниями загрязненности воздуха. Решают, например, строить в неком определенном месте развязку – а вот поможет ли она снизить вредные выхлопы и насколько? Разгрузит и оздоровит ли прилегающие улицы?

Для начала в БАЭС подсчитали, сколько и каких вредных выбросов оставляет на дорогах транспорт. Итоговый документ получил  название «Технический кодекс установившейся практики “Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах”».

Это не чисто белорусская придумка, в основу положена методология Европейского агентства по окружающей среде. Там давно установлены принципы мониторинга загрязнения среды, все модификации авто тестируют в лабораториях, замеряя  параметры выхлопных выбросов на разных режимах работы двигателя.

На основе европейских данных эксперты БАЭС подсчитывают: сколько всего и всякого выбросит автотранспорт при наличии (в среднем) в общем потоке тех или иных типов двигателей при отмечаемых в данном месте интенсивности движения, режимах работы светофора, качестве дороги и т.п. Учитывается даже наличие или отсутствие «лежачих полицейских».

– Обычно медики и экологи говорят о качестве воздуха в целом, не ранжируя источники вреда. Но откуда взялось загрязнение: от авто, это итог работы близлежащего завода, а, может,  облако принесено ветром? Что изменять, дабы улучшить ситуацию? Мы на эти вопросы пытаемся ответить точечно, чтобы отыскать именно ту «таблетку», которая поможет. Если же «болевых точек» не нащупаешь, то про какое «управлять» вообще разговор? – замечает Юрий Петрович.

В техническом кодексе БАЭС учтен и вред от автомобильных шин: изношенная резина «в никуда» ведь тоже не исчезает. Она стирается в микрочастицы, а они летают в воздухе…

Представим, по дороге проехал автомобиль. Что оставил он пешеходам?

  • CO2, диоксид углерода, то есть углекислый газ: сам по себе этот продукт не токсичен, но в больших концентрациях он вызывает сонливость, слабость и даже удушье;
  • повис в атмосфере и SO2, очень токсичный для всего живого сернистый газ;
  • не позабудем о Cd (кадмие), металле, пары оксида которого исключительно канцерогенны;
  • в выбросах не обойдется без Cr (хрома), а оксиды и соединения его ядовиты;
  • требуют учета следы Cu (меди). Она, если уже содержится в тканях живых организмов, даже полезна, но вот свободные соединения этого металла агрессивно ядовиты;
  • Ni (никель), важный и нужный живым организмам металл, но его переизбыток, в том числе из-за вдыхания выхлопных газов, становится причиной целого букета заболеваний;
  • Se (селен), токсичен;
  • Zn (цинк), пары его оксидов ядовиты.

Юрий Петрович настаивает: самые опасные из всех выбросов – это твердые частицы (PM):

– Когда мы пьем уголь? Когда чистим организм, в этом случае уголь абсорбирует вещества внутри. Но представим: тот же элемент летает в воздухе, вбирает в себя всякую дрянь — а после эти частицы попадают в легкие и вредят клеткам. Это в том числе чревато раком…

Обозначив угрозы, в БАЭС взялись за диагностику рисков. Специалисты оцифровали каждый участок минских дорог. В базе данных – информация о средних значениях интенсивности и скорости движения, количестве остановок, режиме регулирования сфетофоров: сколько секунд горит красный, сколько зеленый… Часть данных экспертам предоставляет ГАИ, остальное моделируют сами разработчики.

Недавно появился дополнительный источник информации, датчики скорости движенния авто, встроенные в асфальтовое покрытие на перекрестках. Юрий Петрович рассказывает, что такие уже стоят на проспекте Машерова, на Орловской, вскоре появятся и в Сухарево. Данные от регистраторов поступают в базу автоматически.

В «Белтехосмотре» специалисты БАЭС уточняют, какие двигатели у машин минчан (80%  бензиновых, 20%  дизельных). Еще в ПО учтено, что при разгоне, остановке и на «холостом» ходу сгорает разное количество топлива, что неравное количество испарений выделяется зимой и летом, что в будние дни минчане пользуются личным авто чаще, чем в выходные…

Для примера Юрий Петрович наугад выхватывает участок от перекрестка Победителей до перекрестка Машерова. Длина перегона 682 м, уклон ровный, покрытие нормальное (после ремонта дороги в базу оперативно вносят изменения), интенсивность в данный момент составляет 950 авто в час; в составе потока мотоциклы (до 1%), автомобили (81%), парковок никаких нет. В итоге за год тут выбросят 36 тонн оксида углерода CO (угарного газа) и 390 кг твердых частиц.

— Вот благополучный участок, – отмечает Юрий Петрович, – есть места похуже. Кстати, догадайтесь, чем отличаются 100 кг выбросов на МКАД и на проспекте Независимости? Да тем, что на кольцевой некому вдыхать выхлопы!

А это уже аспект экономический. Ведь подсчитать количество вредных веществ – одно, важно осознать, как скажутся угрозы на горожанах. Поэтому в БАЭС, воспользоввшись мировым опытом, рассчитали и коэффициенты воздействия выбросов на водителей, пешеходов, жителей домов, посетителей общественных мест около магистралей. Оценка воздействия материализована в рублях и долларах.

– Как соотнести вред от выхлопов со стоимостью светофора при раздумьях, стоит вводить регулирование или нет? Если будем знать, сколько теряет общество из-за болезней или смерти людей, тогда и соотносить величины будет проще. Чем богаче живут люди, тем ценнее человеческая жизнь. Мы выявили четкую зависимость от ВВП: если  норвежцы от потери своего гражданина утратят 3 000 000 евро, то наше общество 350 тысяч. Или, иначе, нам рациональнее заплатить 350 000 долларов, чем допустить смерть человека, – объясняет Юрий Петрович.

Благодаря наработкам БАЭС проектировщикам и чиновникам теперь проще рассчитать возможные убытки, например, от строительства дорог. Юрий Петрович показал таблицы, где искусственный интеллект оценил последствия от воздействия выбросов. В год на всей 56-километровой МКАД авто загрязняют окружающую среду и легкие людей на 1 916 000 долларов. Сравните с вредом от выхлопов от поездок по городу: тот же поток на участке в 5 км по радиальной магистрали выдаст ущерб в 5 463 000 долларов в год!

Кстати, вот некоторые цифры: самый мощный автомобилепоток фиксируется на перекрестке Ленина – Независимости, 4750 авто в час; если средний коэфициент вреда по городу принять за единицу, здесь показатель составит 1,84. А вот развязка на Бангалор при автомобилепотоке в 3200 авто в час «вредит» с коэфициентом всего лишь 0, 45, на это влияют и ветра, и меньшее количество пешеходов, и уменьшившиеся прогазовки застрявших в пробке машин…

На Бобруйской после реконструкции острота экологических проблем заметно уменьшилась: машинопоток 2400 авто в час, коэфициент приблищительно 1,02…

Поначалу, вспоминает Юрий Петрович, конструкторы дорог были не в восторге от наработок БАЭС: «Но мы выдержали бой!» – смеется эксперт.

Благодаря вычислениям карты БАЭС горисполком и ГАИ переорганизовали движение на самых интенсивных магистралях города. На Партизанском проспекте, Притыцкого, Машерова, Орловской отлажена «Зеленая волна». Светофоры отрегулировали так, что ты едешь, а зеленый встречает машину на каждом светофоре.

– Сейчас весь Партизанский проспект можно проехать за 7 минут, в час пик подольше, – говорит Юрий Петрович.

Новшества вводятся по всему городу, взятые из карты данные учитываются обязательно.

– А почему ресурса нет в открытом доступе? – интересуемся мы у Важника.

– Это как опубликовать анализ крови без понимания, что в нем. Вряд ли карта поможет минчанам решить, где снять квартиру, арендовать офис, куда водить детей. Она создавалась не для повышения экограмотности минчан. Но с её помощью экология в Минске безусловно улучшается!

Основано на материале: citydog.by/post/novatory-baes/

Фото: CityDog.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *