КТО ОТДАЁТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОМУ ТРАНСПОРТУ? ДА ТОТ, КТО НАУЧЕН ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Одно из проявлений закона подлости известно едва ли не всякому пассажиру. Ведь случалось, и не единожды: опаздываешь, долго ждёшь автобуса – и наконец подкатывают, один за другим, словно на параде, и все нужного тебе марщрута…  Диспетчера промеж собой это вот явление, заключающееся в выстраивании пары, а то и тройки машин в плотную группу, называют «пирамидкой»  или «караваном», подобное, по их признанию, случается достаточно часто, едва не ежедневно.

По заказу крупных автопарков проводилось даже исследование, специалисты пытались разобраться, почему «пирамидки» образуются со столь удручающей регулярностью? Наблюдения показали: любой график маршрута будет соблюдаться лишь до поры, пока водитель выдерживает его скрупулёзно, буквально секунда в секунду. Но если где-то обозначилось нарушение, если машина сбилась с темпа и стала то ли запаздывать, то ли, наоборот, чересчур резво проскакивать перегоны – всё, «караван» практически гарантирован.

Человек, сидящий за рулём, может искренне желать исправить ситуацию, но вопреки его стараниям уже обозначившееся отставание будет всё более увеличиваться, точно так же обречено на постепенное возрастание и опережение графиков. Учёные составили математические модели подобной закономерности, факторы учтены самые разные – но, пожалуй, основным оказывается в этом деле следующий: чем больше опоздание – тем, соответственно, больше накопилось народу на остановке. Посадка-высадка в таких случаях не укладывается ни в какие нормы, вот отставание и растёт.

А если автобус начинает приезжать ранее установленного срока, остановки оказываются пусты, водителю иногда даже двери открывать не приходится. К каждому следующему пункту он закономерно прибывает со всё увеличивающимся опережением.

Логичным исходом такой гонки оказывается «утыкание», ведь позади за опаздывающим движется автобус, который прибывает точно по графику, но оказывается по факту на полупустых остановках. А невесть куда спешащий водитель постепенно догоняет напарника, подолгу дожидающегося повсюду неспешного заполнения салона своей машины.

В итоге автобусы или троллейбусы соединяются в пару, «караван» из двух, а иногда даже трёх компонентов готов. Эксперты в области организации движения общественного транспорта в целом смирились с неизбежностью такого явления, акцент сделан скорее не на недопущении образования «эскадрилий» автобусов, а на выработке приёмов «рассасывания» таких караванов. К примеру, теоретически водитель запаздывающего транспортного средства мог бы начать пропускать некоторые остановочные пункты, в этом случае график удалось бы стабилизировать – но представьте реакцию людей, мимо которых проскакивает так долго не появлявшийся автобус!..

Раздражает пассажиров и другая из пропагандируемых мер: если водитель подолгу простаивает на пустой остановке (пытаясь тем самым минимизировать опережение графика движения), то у тех, кто находится в салоне, терпение понемногу истончается, начинаются протесты и жалобы. И людей можно понять, большинство из них спешит, надеясь добраться до требуемого места побыстрее.

Новые технологии готовы приходить на помощь, сегодня диспетчер, «вживую» отслеживая интервалы между машинами на маршруте, зачастую способен порекомендовать каждому из водителей, какой стратегии тому придерживаться, спешить или чуток притормаживать на каждом из перегонов. Созданы и компьютерные программы, позволяющие водителям на экранах мониторов (не в реальной жизни) ловко избегать образования транспортных «заторов» — но идеально большинство стратегий работает на симуляторах, не в реальной жизни.

К примеру, рассмотрим такую рекомендацию: водителю запаздывающего автобуса предлагают на каждой из остановок объявлять, что следом вот-вот появится следующая, полупустая машина – часто вы замечали людей, оставивших при подобном сообщении попытки таки втиснуться в переполненный салон?

Не особо помогает и такой совет: мол, догнавший автобус обгоняет, коль уж образования «пирамидки» избежать не удалось, идущий впереди и битком набитый борт, проскакивает несколько остановок… Но опять же: а что с возмущением людей на этих, пропущенных спешащим водителем, остановках?

Или такой пример: эксперты рекомендуют людям, увидевшим, что к ним подкатывают сразу два транспортных средства, выбирать для посадки идущую позади, по логике вроде как более пустую машину – ну а если обгон уже состоялся, и впереди борт именно полупустой, выполнивший все рекомендации тех же экспертов?

В общем, единственно дельным нам показался лишь следуюший совет теоретиков: если к остановке подкатывают сразу три автобуса, пассажиром лучше, игнорируя первый и третий борта, загружаться в идущую посередке, наиболее удобную машину. Рекомендация и впрямь из разряда «А ведь и не поспоришь!».

Надеемся на одно: тем, кто осознал объективность причин сбоев графика, вглядываться вдаль и дожидаться отсутствующего автобуса (а с троллейбусом или трамваем и вообще беда, тут уж если «пирамидка», то цепочку никак не разорвёшь!) стало чуток легче. Ведь не водитель или диспетчера виноваты – закономерность…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *