Эксперты сравнивают автомобиль и велосипед

«Закупая ревущие металлические консервы с мотором и колесами, вы воруете деньги у страны и здоровье у себя». Эксперты сравнивают автомобиль и велосипед

Сейчас велосипедная тема весьма актуальна. В чем-то она служит индикатором преобладания в обществе ментальности развивающейся – или постиндустриальной, развитой страны. Собравшиеся в Минске эксперты из Финляндии, Германии, России разбирали экономическую подоплеку вопроса: использовать велосипед и вкладываться в соответствующую инфраструктуру — выгодно ли? Одна лишь цифра: в Финляндии каждый инвестированный в велодвижение евро окупается на 800 %, как такое возможно?

Первым на недавнем симпозиуме, организованном Минским велосипедным обществом, выступил именно финн, Пекка Тахкола, координатор велосипедных проектов в городе Оулу. Его доклад получился ярким, эмоциональным, насыщенным конкретными  примерами из жизни соотечественников.

— Для поддержания здоровья не нужно мчаться так, чтобы пот градом катил, — пояснял он. — Можно двигаться в спокойном темпе. Полчаса езды на велосипеде в день хватит, чтобы поддержать здоровый образ жизни. Но грамотно себя ведут всего 10% взрослых финнов. Остальные привычно проводят 90% времени в закрытых помещениях, почти не выбираясь на открытый воздух. Это прискорбно!

Слушателям было предложена статистика: в Финляндии 5,5 миллиона жителей и 2,9 миллиона авто. А меж тем стоимость содержания машины составляет в стране 5—9 тысяч евро в год. Получается, что суммарно за год тратится 20 миллиардов евро! И ладно бы деньги оседали в местной экономике – так нет! В Финляндии выпускают лишь ограниченные серии авто, нефтяная промышленность отсутствует, в итоге до 84% всех затрат утекают за рубеж. Теряется 17 млрд евро ежегодно, прибыль аккумулируется на счетах крупных транснациональных компаний.

Подсчеты показывают: если финны начнут пользоваться машинами на 10—20% менее активно, это обернется для экономики притоком около 2—3 млрд евро ежегодно. А ведь велодвижение как раз и выступает альтернативой автомобилю.

— Едва речь заходит об ограничении движения машин по той или иной улице, сразу раздается: кошмар, больше туда никто не доедет, бизнес загнется, предприятия придется закрыть, — передразнил оппонентов эксперт. — Но по итогу везде результат таков: улицы без авто становятся самыми привлекательными с точки зрения доходности. В Хельсинки 1 евро, вложенный в велоинфраструктуру, оборачивается 8-ю евро прибыли!

Пекка Тахкола утверждает: закономерность проявляется не только в Финляндии. В Австралии, к примеру, подсчитали, что доходность компаний вырастает в четыре (!) раза, если рядом открывают велопарковку. А в Нью-Йорке после обустройства инфраструктуры для велосипедов на одной из улиц (9-й Авеню) розничная торговля выросла на 49 %: людей стало больше, они охотней начали тратить деньги.

Дальше наступил черед фотографий. Демонстрируя изображение велосипедиста, зимой натянувшего на себя внушительного вида сапоги, варежки и очки, финн прокомментировал: «Точно американец. Когда у этих ребят дискомфорт, они сразу накупают массу ненужного».

Следом демонстрировалась панорама велопарковки возле одной из финских школ. На термометрах высвечена температура, 28 градусов мороза. Тем не менее дети почти все на велосипедах.

— У нас стоят специальные счетчики, которые фиксируют число велосипедистов, — продолжил Пекка Тахкола. — Так вот, в холода их меньше не становится. 77% жителей города Оулу используют велосипед круглогодично. 42% катаются даже в самые крутые морозы, среди экстремалов есть и пожилые люди.

Очередной слайд подчеркивает насколько изменились приоритеты за последние сто лет. Раньше впереди автомобиля шагал человек с красным флагом, предупреждая встречных об опасности. Теперь такой же флажок несут, выводя детсадовцев на прогулку. «Что за порядки, почему не дать ребятишкам право ходить как им вздумается?» — возмущен финн.

Вот детские рисунки, они зримо подчеркивают, каким дети видят окружающий мир. Вильям ходит в школу пешком или ездит на велосипеде, и он нарисовал яркие дома, деревья, газон. А Самуэль изобразил серые дороги и темные здания — именно то, что видит из окна автомобиля по пути на уроки.

— Три года назад в Астане я поразился увиденным, — продолжил Пекка Тахкола. — Знакомая рассказала, как два часа везет ребенка в сад, хотя расстояние там всего 6 км. Даже ползком получилось бы быстрее! И не сказать, что  дорога плоха. Ширина проезжей части достигает 95 метров – и на таких десятиполосных магистралях сплошные пробки!

Эксперт подчеркнул: еще ни один город не решил проблему автомобильных заторов строительством и расширением улиц. С 1930-х годов такой тактики придерживались в Финляндии: всё зря! Теперь подходы иные…

В качестве подтверждения тезиса были показаны два слайда: родной город докладчика, фото из 1977 года – сплошной поток машин. В 2016-м та же улица почти пуста. «Это тенденция, сейчас даже в США средняя продолжительность поездки на машине неуклонно сокращается», — отметил Пекка Тахкола.

В заключение финн поделился ощущениями от велопрогулки по Минску: «Я проехал около 40 километров. В целом понравилось, ведь я люблю экстрим — но это именно езда с препятствиями. У вас есть хорошие находки, но многое предстоит менять».

Следующим выступал россиянин Константин Пономарев из Новосибирского университета. Ученый стажировался на Западе, готовится защитить в Германии диссертацию «Роль новых медиа в принятии транспортно-политических решений».

— В любом городе предложение ограничить автодвижения провоцирует дискуссии, — уверен Константин. — Как-то вместо парковки на пл. Ленина в Новосибирске было предложено установить фонтан. Представляете, что началось? Пользователи в интернете оставили более 250 гневных комментариев, суть их сводилась к следующему: «Руки прочь от машин!»

Российские чиновники вообще красавцы, нередко они радуют активистов перлами типа «Где я вам 30 тысяч евро на велопарковку возьму, у нас же авторазвязка за 20 миллионов возводится, весь бюджет там!». Среднестатистический бюрократ в РФ, похоже, думает, будто проблему вредных выхлопов придумали, чтобы навредить нефтяной промышленности, людей явно напрягает развитие велоинфраструктуры! И это объяснимо. У представителей властей часто присутствует реальный экономический интерес защищать сложившийся уклад жизни, им есть что отстаивать.

«Главная проблема для Новосибирска — пробки. Как большинство жителей мечтают решить эту проблему? Да просто, купить авто! Спрашиваешь: а дальше? Разве не всё едино, как в безнадежном заторе стоять? Отвечают, что в автомобиль, с музыкой и кондиционером – кайф. А в трамвае полно людей и толкучка… Заговариваешь об увеличении парка трамваев – не соглашается, в трамваях, де, никто не ездит. Хотя минуту назад сам говорил: толкучка, кучи народу…

— Главным средством передвижения в городе будущего станет смартфон, — предполагает Константин Пономарев. — Он выстроит рациональный маршрут, причем часть пути предложит преодолеть пешком, часть — на прокатном автомобиле, часть — на общественном транспорте. Такие настройки уже предлагает, в частности, Google.

Основой же велоинфраструктуры специалист называет доступный велосипед: «Любой, хоть „Аист“, „Минск“ или „Белкоммунмаш“». А дальше должен соблюдаться подход, главенствующий ныне в Европе — «Всеми способами устранять потенциальную небезопасность». И тут без столкновения интересов не обойтись, даже в Германии любое ущемление свобод автомобилистов в пользу велосипеда провоцирует ожесточенные споры. И нередко способ переубедить оппонента лишь один, доказать экономическую целесообразность перемен.

— То есть любая инвестиция, в том числе и в велоинфраструктуру, предполагает извлечение прибыли, — продолжил эксперт. — Однако не всегда бюджетные инвестиции могут возвращаться лишь прямым доходом, не стоит забывать о социальной составляющей. В XIX веке царские финансисты в штыки приняли идею строительства Транссиба, по их подсчетам выходило, что затраты окупятся лишь через двести лет. Казначеи упустили из виду, что рельсы изменят жизнь региона, создадут новые города, а это – выход на новые уровни арифметики…

*Продолжим рассмотрение экспертных мнений в следующих публикациях!*
По материалам: onliner.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *