ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ УБИЙЦ-НЕВИДИМОК

Загрязнение воздуха – головная боль для властей в городах, где интенсивность движения автотранспорта зашкаливает. Салоники в Греции к числу поселений автомобиленасыщенных и, соответственно, сильно загазованных, бесспорно относятся. Не все моторы выбрасывают в атмосферу заметные невооруженным взглядом шлейфы жирной копоти, новые экономичные движки однозначно выделяют по минимуму углекислый газ и прочую отслеживаемую активистами-экологами заразу – но иногда блестящие свежим лаком новинки на деле оказываются не столь безвредными, как заявляется их создателями.

Координатор проекта Downtoten Цисис Самарас, заведующий лабораторией прикладной термодинамики университета Аристотеля в Салониках, чуть образней расставляет основные акценты проблемы. И трудно не согласиться с тем, что для властей загазованность воздуха зачастую становится проблемой лишь после неоднократных протестов неравнодушных жителей – а потому к угрозе здоровью жителей со стороны нового врага, нано-частиц, стоит отнестись весьма серьезно. Ведь нано-частицы практически незаметны,  зачастую они не улавливаются обычными приборами контроля – между тем «некоторые типы авто- и мотодвигателлей, особенно если они оснащены системой непосредственного впрыска бензина, способны рассеивать вокруг себя облако чрезвычайно мелких пылинок – настолько крошечных, что их нельзя уловить с помощью штатных измерительных приборов. Естественно, что выбросы, которые не зафиксированы, не подпадут и под запретительные нормы действующего природоохранного законодательства».

Общественность тоже не бьет встревожено во все колокола, ситуация вроде как никого особо не напрягает – но не стоит забывать: именно частицы диаметром менее 23 нанометров способны глубже всего проникать в лёгкие и даже попадать в кровоток, разнося разрушение и гибель по всему организму человека

Кроме того, в атмосфере выхлопные газы начинают активней реагировать с иными химическими соединениями, резко усиливается процесс, который учёные называют «атмосферным старением». Суть проблемы вот в чём: нано-частица, «подцепив» на себя некую особо токсичную из молекул, превращается в мину замедленного действия, в убийственную торпеду, способную проникнуть, к примеру, непосредственно в сердце.

Европейский исследовательский проект Downtoten ориентирован именно на лабораторное изучение всех вариантов вредоносного поведения нано-частиц.

Цисис Самарас со знанием дела предупреждает: «Все мы, живые существа, зависимы от опасных последствий запустившейся в атмосфере цепочки реакций. Да, пока мы только вникаем в механику процессов, собираем данные, необходимые для понимания ситуации – но даже на основании уже открывшихся закономерностей можно говорить о глобальности проблемы».

Для наглядности ученый подводит к выхлопной трубе датчики сверхчувствительных приборов. способных зафиксировать нано-частицы – на индикаторе отражается, что подобные выбросы присутствуют, и в изрядном количестве. Дальше воздух нагнетается в зону экспериментального изучения «старения атмосферы», здесь условия смоделированы так, что естественный ход событий, который в природе займёт часы и дни, значительно убыстрён.

Итоговые цифры заносятся в компьютер, в который введена программа, моделирующая протекание аналогичных процессов в природе.

Ананиас Томбулидис, профессор машиностроения из того же университета Аристотеля в Салониках, подключается к беседе: «Экспериментальные данные не способны дать представление о всех аспектах проблемы. Поэтому и разработаны цифровые модели, которые не только обеспечат большую точность измерений, но и позволят точнее прогнозировать все последствия изучаемых процессов».

И вот уже контрольный экземпляр автомобиля покидает лабораторию, он направляется в город, дабы приборы в реальной обстановке, на различных режимах, зафиксировали величину выхлопов. Цисимос Тоумасатос, инженер-механик из университета Аристотеля, охотно поясняет: « Вот видите: я завел двигатель, надавил на газ – и сразу резко пошла вверх линия красного графика, а она и отражает интенсивность выброса нано-частиц».

В идеале, уверены исследователи, разрабатываемые ими технологии пригодятся тем автопроизводителям, которые озаботятся созданием почти абсолютно безопасных двигателей. А в качестве аргумента, снимающего сомнения скептиков в необратимости такого исхода, ученые приводят вполне себе реалистичный аргумент: оказывается, уже готовится соответствующее ужесточение эконормативов ЕС, нано-убийцы подпадут под запрет.

Цисис Самарас, курирующий проводимый в Салониках этап работ Downtoten, подчеркивает: «Задача-максимум – добиться нулевых показателей уровня вредоносных выбросов. Без этого – и автопроизводителям пора свыкаться с такой мыслью – двигатели внутреннего сгорания на рынке остаться не смогут, ведь есть альтернативные, куда более экологичные, варианты движков».

Конечно, к делу искоренения нового, малозаметного, но грозного врага окружающей среды и человеческого здоровья, активней должна подключиться и общественность. Лишь в этом случае процесс очищения воздуха над нашей планетой пойдёт активней, решительней и планомерней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *