Через 5-10 лет беспилотные автомобили массово появятся в городах, убеждены в Яндексе

Перед YaC-2018 (конференция «Яндекс о будущем») журналистов и блогеров катали на беспилотных Toyota Prius. Машиной управлял через телефон сотрудник Яндекса, у него же имелась кнопка аварийной остановки. Но за день ей воспользоваться не пришлось. Автомобиль разгонялся до 20 км/ч, делал восьмёрку и возвращался на старт. Монитор на центральной консоли показывал, как автопилот «видит» окружающее пространство, распознавая объекты вокруг; изображения людей выделялись сигнальными жёлтыми прямоугольниками. Журналисты попробовали задать машине программу «уничтожения пешехода», но автомобиль её отклонил.

Дмитрий Полищук, руководитель программы беспилотных автомобилей Яндекс.Такси, убежден, что лет через 5-10 беспилотные автомобили таки появятся в городах, это вопрос времени, денег и технологий.

Да, три года назад тоже уверяли, что автопилоты на машинах скоро заменят водителей, но тот прогноз не сбылся. Сейчас никто не рискует назначать точные сроки наступления беспилотного будущего, и всё же: когда ожидать массовой экспансии беспилотников?

Тут должны сойтись две тенденции: во-первых, готовность самой технологии, а, во-вторых, наличие законодательной базы. Ведь сейчас попросту нет законов, по которым в городе может появиться машина, за рулем которой не сидит человек. Сегодня всю ответственность за дорожную ситуацию несет водитель – а с кого спросишь, если в аварии виноват беспилотник?

Но лет через 10 в России авто без «живого» водителя, которые таки появятся, уже не страшно будет выпускать на магистраль, технология и закон сойдутся. Это – комплексная задача.

Вот смотрите: в области законодательства в этой сфере впереди всех сегодня США, там уже разрешили в определённых городах тестовую эксплуатацию беспилотников, в том числе тех, в которых вообще нет водителя. В России или Беларуси регламентов, которые бы это разрешали, нет. Проводятся обсуждения, готовятся поправки, но пока на дороги общего пользования машины без водителя не выпустишь. Это явное отставание. Ведь технологии появляются, беспилотные автомобили способны ездить, на них можно катать людей. Да, пока иногда беспилотники ошибаются – но чтобы исправлять огрехи, надо ведь где-то тестировать сделанное!

Сегодня беспилотники неоправданно дороги. Лидары стоят дороже самой машины (так, на тестовой Toyota Prius Яндекса установлены три устройства, одно за $50 тысяч и два за $8 тысяч), но сенсоры с каждым годом становятся всё дешевле и лучше.

При этом, правда, возникают всё новые сложности: к примеру, на лидарах быстро изнашивается вращающийся механический компонент. К тому же сегодня автопилоты имеют ограниченную дальность обзора, на расстоянии больше 100 метров сенсоры почти ничего не различают. Или такое: ради полноты картины разработчики ставят массу камер, ведь оптика нынче дешева – но объективы пачкаются, их надо регулярно чистить…

Но все такие проблемы разрешимы, нужны лишь тесты, тесты и еще раз тесты. В Беларуси уже давно говорили, что подготовят законодательную базу для беспилотных автомобилей, и Яндекс заинтересован, чтобы закон здесь появился раньше, чем в России.

Но пока разговоров много, а дело ни с места. Так, в России предлагают открыть определенный участок трассы для беспилотников, но ведь тестирование за городом никак не помогает учить автомобили езде в городе! И если в Беларуси что-то реально изменится в плане законодательства… Те же технологии, разработка которых, кстати, ведётся и в минском офисе Яндекса, будут опробоваться именно здесь!

Надо понимать: существуют две логики усовершенствования лидаров. С позиции автопрома представляется: сначала нужно создать автопилот для загородних поездок, а потом устройство можно делать всё умнее и умнее. Но самое сложное— автоматизация перевозок пассажиров в городе. При этом если удается решить эту, «городскую», проблему — задача перемещения по шоссе решится автоматически, сама собой.

А ведь речь идет о безумно обширном рынке. И тот, кто первым разработает работающие технологии, сорвет огромный куш. Меж тем определить, кто ближе всех к успеху, не просто. Нет критерия, на основании которого можно было бы сравнить публикуемые конкурентами отчеты. Ведь публике сообщают количество преодолённых автономных километров и пресловутый disengagement rate (количество вмешательств человека в управление беспилотным автомобилем на 1000 км), а здесь масса вопросов.

Прежде всего этот показатель по-разному измеряется каждой компанией, к тому же следует брать во внимание, где конкретно проводились тесты: если на шоссе, то там машина и тысячи километров может ехать без вмешательства. Понятно, что DR в этом случае будет куда ниже, чем в городе.

Есть и различия по странам. Если тестировать в Индии и, например, в Фениксе, то DR в Индии окажется предсказуемо выше, ибо там движение на дорогах попросту безбашенное.

DR можно использовать только чтобы оценить, как конкретная компания продвинулась относительно самой себя (и то при условии, что метод измерений не изменился), сравнивать же две разные компании по этой метрике нельзя.

Вот ко времени, когда тестируемые авто одолеют суммарные показатели в миллионы километров в день, тогда данный показатель, DR, станет более презентативным: все нюансы в общем вале усреднятся, и мы станем получать более объективную оценку.

Антон Слесарев, разработчик алгоритмов беспилотников Яндекса, дополнил коллегу и отметил: предположим, некие исследователи опубликовали работу, в которой описан новый способ обнаружения объектов. Но реальная доводка идеи начинается только в момент эксплуатации, без тестов любое решение — «сферический конь в вакууме». В лабораторных условиях всё может идти хорошо, но вот реальная дорога – и понеслось: идёт снег, на камеры попадает грязь, блики… Все эти помехи надо учиться принимать в расчёт, то есть изначальный алгоритм приходится донастраивать, «докармливать» данными, обнаруживать проблемы, которые изначально разработчик увидеть не мог…

Ведь одно дело научиться находить объекты на картинке – да, под это можно создать алгоритм. Но если говорить о беспилотниках, то здесь любая проблема будет решаться в комплексе с обеспечением всех прочих задач. И если алгоритм способен находить, к примеру, машины в пространстве – этого мало, это лишь кирпичик в основание работоспособности всей системы автоматического пилотирования.

И, наверное, со временем возможным станет более конструктивное сотрудничество с другими компаниями, идущими в том же направлении создания целиком автономных автопилотов для наземного транспорта. Ведь любое объединение усилий скорее помогает, чем мешает. Но пока все разработчики – прямые конкуренты, и каждый строго дозирует доступ к секретам наработанных технологий, в том числе и Яндекс.

По материалам: news.21.by, yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *