В попытках уйти от автомобильной зависимости

По всей Европе города предпринимают шаги, чтобы уменьшить вредоносное воздействие автомобилей. Мэр Лондона Садик-хан объявил о намерении добиться, чтобы 80% всех необходимых поездок горожанами к 2041 году совершались пешком, на велосипеде или на общественном транспорте, власти Копенгагена примерно ту же задачу, три четверти всех поездок – на велосипеде, на экоавтобусах или ногами, – намерены решить к 2025 году.

В Париже хотят вдвое сократить количество частных автомобилей в центре города, Мадрид запретит въезд (не для горожан, пока только для гостей) личных транспортных средств с ненулевым уровнем выбросов в центр города уже в ноябре 2018 года. В Хельсинки итогом поэтапного отказа от частных автомобилей к 2050 году должно стать их полное исчезновение, горожанам будет предоставляться доступный общественный транспорт.

Предполагается, что так будет решена проблема перегруженности автомагистралей, улучшены экономические и экологические параметры. Градоначальники понимают: это требование времени, транспортное планирование сегодня – действительно жизнеспасающая необходимость.

Но автопроизводители репрезентуют совершенно иную модель будущего, в ней частная собственность на автомобили, управляемые водителями и чадящие бензиновым да дизельным смогом, заменены автопарком из электромобилей, управляемых компьютером. Подобные изменения тоже представляются позитивными, если сравнивать новации с существующими транспортными системами: автономность транспортных средств в конечном итоге приведет к сокращению числа дорожно-транспортных происшествий и смертей на дорогах, будет обеспечена большая доступность поездок для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

Люди, избавленные необходимости рулить, смогут продуктивнее проводить время в дороге, перспектива подачи авто по первому же клику смартфона решит проблему парковок, и это вызволит обширные участки городской земли, в настоящее время забитые простаивающим автотранспортом. Путешественники начнут использовать наиболее эффективные автомобили с иаксимально низким уровнем загрязняющих выбросов, грузовые перевозки станут проводиться преимущественно ночью, что также повлияет на пропускную способность магистралей…

Однако некоторые изменения могут оказаться отрицательными. Автономность машин, скорее всего, поначалу приведет не к уменьшению, а к увеличению числа поездок, поскольку люди поддадутся соблазну максимального комфорта и начнут переключаться с общественного транспорта на индивидуальное такси; возрастет количество их вызовов.

Автономные авто будут выведены из центра города, но их все равно придется где-то парковать – в итоге не обойтись без «холостого пробега», часть машин будет идти пустой, отсюда опять же заторы и излишнее загрязнение воздуха…

То есть нерешенные вопросы по способам работы систем «автопилотных» транспортных средств остаются, неясно, к примеру, как самодвижущиеся электромобили научатся мирно сосуществовать с пешеходами и велосипедистами. Ведь если запрограммировать машины на остановку в каждом из случаев, когда пешеход или велосипедист попадет в поле зрения приборов – это будет коллапс, беспросветная «пробка». Пейзажи городов 2050-х годах начнут мрачно походить на урбанистические снимки из 1950-х, «всё стоит и ничего не движется»; в ином варианте футуристические модели авто будут доминировать на автотрассах, а пешеходная ходьба и езда на велосипедах окажется вытеснена на обводные путепроводы или загнана в мрачные подземные туннели.

История показывает, что решения, принятые политиками, имеют долгосрочные последствия. Например, когда автомобили впервые появились в городах, в разных странах стали применять различные подходы к смягчению проблемы мирного сосуществования машин и пешеходов. В Соединенных Штатах родилась концепцию «jaywalking», там ввели строгие законы для «защиты безопасности человека». А вот Великобритания предпочла более мягкий подход, поначалу вообще не вводя никаких регулирующих постановлений; политики Нидерландов довольно долго считали, что только улицы являются пространством взаимодействия между транспортными средствами, пешеходами и велосипедистами, вне дорог никаких мер дополнительного регламентирования не требуется.

Принятые тогда решения надолго предопределили ситуацию на автодорогах и в городах, соответственно и то, как мы спланируем сегодня будущее автономных транспортных средств, окажется важным заделом для грядущего. Пришло время определяться. Городские власти обязаны инициировать дискуссии о том, как наилучшим образом вписать самоходные транспортные средства в существующие транспортные потоки, выработать политику максимально эффективного использования «автопилотных» машин надо задолго до того, как подобные авто заполонят улицы.

По материалам: theconversation.com

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *