Автомобили завоёвывают городские территории, новые технологии противостоят этому

Когда говорят о проблемах транспорта, обычно подразумевают аварии со смертельным исходом, загрязнение воздуха, наличие километровых пробок. О том, сколько места отбирают машины у горожан,  мало кто задумывается.

А ведь машина съедает не только бензин, но и пространство. При этом автомобиль, основательно распределив по дороге свои две тонны веса, чаще всего везет в салоне только водителя, то есть машина на 80 % пуста. Более того, на месте человек припаркуется и уйдёт: в Соединенных Штатах насчитывается миллиард парковочных мест, по четыре на каждое авто! А учтем еще и дороги с твердым покрытием, отведенные под движение транспорта, вот в итоге и набежит, что во  многих городах от 50 до 60 процентов площади захвачены автомобилями.

Да если бы удалось вернуть хоть часть из этих земель, насколько упростилась бы ситуация со строительством домов и магазинов, с разбивкой парков и лужаек! Для мегаполисов, вечно страдающих от нехватки жилья, это стало бы спасением.

Сегодня идет переосмысление приоритетов, так, проектировщиками смягчают нормативы по обеспеченности горожан парковками. Однако новые технологии способны ускорить процесс. Так, появление серверов вроде Uber или Lyft уже предвещает мир, в котором автомобили станут использовать эффективнее, потихоньку отвоевывая утраченные за ХХ век территории.

Новая эра уже не кажется чем-то призрачным. В недавнем докладе Института Рокки-Маунтин утверждается, что эпоха единоличного владения автомобилем  завершится в ближайшие время, поскольку доступ к общественным, на электротяге и автономным, транспортным средствам упрощается. Уже сейчас рентабельнее не покупать авто, а просто оплатить заказанную поездку, со временем выгода станет еще очевидней.

Пора задуматься о том, как правильно распорядиться отвоеванными у машин площадями. Недавно в Сан-Франциско разработали перспективный план – с меньшими улицами и меньшим количеством парковочных мест; в итоге обозначились площадки для строительства бюджетного, экологичного жилья. Если проект сработает, это может положить начало глобальной тенденции.

Суть реализуемой в Сан-Франциско идеи такова: слева — улицы, которые в настоящее время занимают автомобили и парковки; а если транспорт станет по преимуществу общественным и автоматизированным – отыщутся места и для парков и скверов, и для жилья (рисунок справа, SFMTA).

Ранее министерство транспорта провело конкурс, в рамках которого были рассмотрены десятки проектов «города будущего», участникам предлагалось пофантазировать на тему использования самоуправляемых авто для снятия транспортных и экологических бед огромного мегаполиса.

Колумбус, штат Огайо, выиграл конкурс, представив подробный план реорганизации дорожной сети в небогатых кварталах. Но интерес вызвал и другой проект, от  властей Сан-Франциско, в котаром расписана стратегия использования новых технологий для решения застаревших проблем.

Доклад начинается со статистики: в Сан-Франциско в настоящее время имеется 440 000 парковочных мест, совокупно под них отведена такая же площадь, которую занимают знаменитый парк «Золотые ворота» и 120 зданий Transamerica вместе взятые. И чаще всего асфальт парковок плавится под солнцем впустую, машин там нет. «Наш план, — отмечаются разработчики, — позволит перераспределить пространство, использовать высвободившиеся участки для возведения жилья, закладки парков и прогулочных троп».

Первой мерой на пути к успеху стала бы доступность поездок с использованием серверов Uber или Lyft (и не только!). Ведь если б люди могли без проблем заказать дешевое и удобное такси, многие отказались бы от возни с личным авто; каждое же такси обслуживает несколько пассажиров, в итоге парковочных мест нужно меньше!

Для начала заявлена следующая задача, добиться, чтобы 10 % всех поездок осуществлялось на автомобилях-такси. Для достижения этой цели городские власти совместно с Калифорнийским университетом в Беркли и различными технологическими компаниями выработали пошаговую стратегию:

1) Сперва важно застимулировать людей перейти от использования их собственных авто к «совместному владению», а для этого планируется ввод дорожных полос исключительно для поездок на взятом напрокат транспорте, в итоге перемещения на такси станут более быстрыми. Предполагается создать и единое простое мобильное приложение, которое позволит легко спланировать маршрут, сразу оплатив поездку по минимальному твердому тарифу.

2) Будет сделан шаг навстречу горожанам с низким уровнем дохода, таким жителям откроют доступ к смартфонам и банковским счетам, повсеместно появится бесплатный Wi-Fi; легче станет и кооперироваться при заказе авто, выискивая попутчиков, готовых разделить с тобой оплату за проезд.

3) В конечном счете состоится переход на самоуправляющиеся электромобили и вот-вот готовые появиться автоматизированные автобусы и электробусы; каждую машину подключат к централизованной сети. В идеале электротранспорт без водителей позволит также исключить смертельные ДТП (если технологии позволят) и уменьшить загрязнение воздуха.

Ожидается, что с течением времени количество земли, отведенной для парковки, уменьшится, люди перейдут от единоличного владения транспортным средством к модели транспортного обслуживания «внаймы».

Тимоти Папандреу, бывший глава Управления инноваций Сан-Франциско, заявил: «Мы сможем перемещать такое же количество людей, уменьшив количество транспортных средств в десять раз… Это изменит наше мышление. Мы поймём, сколько было лишнего пространство на дорогах».

Да, Сан-Франциско не выиграл федеральный конкурс и достававшийся победителю грант в размере 50 миллионов долларов. Но пресс-секретарь SFMTA Пол Роуз заверила, что город подаст заявку на получение другого федерального гранта «систематизированных автодорог, интеллектуального управления движением, скоростных автобанов, сервисного коридора Vision Zero и системы перегрузок платежей, — сказала Роуз.  — Скоро ожидается решение по новому заявлению».

Не стоит, конечно, быть безудержным оптимистом. Сокращение количества автомобилей не произойдет, если не удастся убедить людей отказаться от машин, находящихся в частной собственности, а это связано со сломом глубоко укоренившихся стереотипов. Тем не менее власти Сан-Франциско готовы рискнуть. Территория города ограничена, и стремительные рост цен на недвижимость делает  жилье недоступным для многих. Отчасти проблему может решить изменение закона о зонах освоения побережья залива, но регенерация автомобильного пространства представляется вариантом более предпочтительным.

Так, недавнее исследование двух британских инжиниринговых фирм, Фарреллса и WSP Парсонс Бринкерхофф, показывает, насколько могут измениться улицы Лондона, если самоуправляющиеся автомобили станут обыденностью.

Заманчиво, не так ли: вы заказываете транспорт, и машина без водителя паркуется прямо у вашей двери. При этом все такие такси неустанно в движении, они либо подбирают (высаживают) пассажиров, либо подзаряжают аккумуляторы на станциях дозаправки. Парковки как таковые банально не нужны!

Более того, машинам-роботам не понадобятся просторные автобаны. Ведь такие авто могут максимально сближаться в потоке, аварии практически исключены. Соответственно и сами машины будут менее массивны, планировщики с учетом этого сократят ширину проезжей части, уберут лишние переулки…

Расчеты показывают: город, подобный Лондону, получит дополнительно 15-20 процентов площадей: «Из приблизительно 8 000 гектаров в центре столицы Великобритании, занятых сегодня припаркованными автомобилями, до 50-70 % — минимум 5000 гектаров! – окажутся свободны», — отмечается в исследовании. Возведение на этих площадях жилья и иных объектов даст казне десятки миллиардов долларов.

Конечно, это всего лишь прогноз, на пути реализации которого масса препятствий. Начнем с того, что пока ещё нет реально автономных транспортных средств, способных справиться со множеством неожиданностей на дороге. Разработка машин-роботов, по сути, только стартовала, на достижение завяленных целей могут уйти годы и десятилетия.

Меж тем до поры, пока на дороге будет оставаться хоть один управляемый человеком автомобиль – полная автоматизация транспортного потока имключена, всех выгод от перехода к новациолнным технологиям город не прочувствует. Не исключено, что «ручное вождение» придется искусственно вытеснять, вводя, к примеру, астрономические страховые выплаты за такое «хобби». Или будут приниматься запретительные меры…

Но не стоит думать, что городские власти согласятся бесконечно ждать, когда же гении из Силиконовой Долины материализуют свои проекты. Существует ведь множество низкотехнологичных решений, от оптимизации массового транзита до популяризации ходьбы и езды на велосипеде, всё это тоже вполне может сыграть.

Один пример: Дональд Шуп, экономист из Лос-Анджелеса, утверждает, что избыточность парковочных мест в городах скрыта благодаря наличию бесплатных парковок. А власти настаивают: мест для стоянок должно стать еще больше.

В итоге в том же Вашингтоне для удовлетворения нормативных требований возводят подземные паркинги, места на нихпродают по 30 000 и по 50 000 долларов. это утежеляет ценник жилья.

Шуп предлагает изменить подходы, попросту избавившись от минимальных нормативов на обеспеченность новых зданий парковочными местами. «Пусть будет выбор, — говорит он, — разработчики построят столько парковочных мест, сколько потребует рынок, не больше и не меньше».

Да, такое решение не кажется столь привлекательным, как панорама города-мечты, где по узким дорогам скользят бесшумные, бездымные электромобили. Но принцип тот же: автомобили забирают у горожан территории, этой экспансии надо противостоять.

По материалам: www.vox.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *